Rambler's Top100

Рекомендации

Психофизиология в организации труда Печать


    Психофизиологический подход к организации труда — необходимая составляющая в системе мер, направленных на внедрение НОТ. В условиях развития производительных сил и производственных отношений предъявляются повышенные требования к мышлению, восприятию, вниманию и эмоциональному состоянию работника, что, в свою очередь, оказывают заметное воздействие на его работоспособность.     Работоспособность — это способность человека формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии для обеспечения высокой производительности труда. Поэтому вопросы организации труда решаются комплексно, с учетом технологических, экономических, физиологических и психологических знаний в области труда.
    Главное действующее лицо в сфере общественного производства — человек с его сложными психофизиологическими функциями, разнообразными способностями, изменяющимся настроением, переживаниями и чувствами. Работоспособность человека находится под влиянием различных факторов внешней среды, которые часто оказывают неблагоприятное воздействие различной интенсивности и продолжительности. В процессе труда происходит закономерное изменение функционального состояния организма человека, в том числе его центральной нервной системы. Работа может закалять работника, но может и привести к истощению нервной системы в результате переутомления и атрофии некоторых мышц.
 

Работоспособность организма человека достигает наиболее высокого уровня, как правило, к середине рабочего дня, а в период врабатывания, т. е. вхождения в работу, и к концу рабочего дня считается низкой.
    Психофизиологический аспект организации труда решает две задачи:
1) определение требований к психическим и физическим функциям работника для выполнения конкретной работы. Каждый вид труда имеет свои особенности. Идеальное выполнение профессиональных обязанностей предполагает определенные требования к физиологии работника (его двигательному, костно-опорному аппарату, строению мышц) и 132 его психологии (таким функциям, как восприятие, психомоторика, мышление, внимание и память). Многие эти вопросы решаются в ходе профессионального отбора работников;
2) определение причин появления ошибок при выполнении операций работником.
    Ошибки в работе, как правило, можно объяснить критическими особенностями операций, выполнением вспомогательных работ, монотонностью труда и другими причинами.
    В процессе труда определенная часть операций нередко вызывает у работника наибольшие затруднения. При их выполнении из-за вероятности сбоя от работника требуется повышенное психическое напряжение. Это так называемые критические особенности операции. Для научной организации труда важны обнаружение и нивелирование таких операций. На предприятии эти задачи обычно решает менеджер труда или нормировщик.
    Выполнение вспомогательных работ (операций) часто отрицательно влияет на результативность и темп труда. Как правило, при выполнении вспомогательных работ у работника снижается интерес к работе, притупляется внимание. Поэтому всегда стоит задача либо механизировать вспомогательные работы, либо сокращать их продолжительность, добиваться повышения содержательности этих работ.
    Работоспособность человека снижается при выполнении монотонных работ, представляющих собой многократное повторение однообразных трудовых действий и движений. Монотонная работа реализуется малым числом нервных элементов при низком тонусе большей части мозга из-за однообразия раздражителей. Ограниченные группы нервных центров не успевают восполнить расход энергетических ресурсов, и развивается утомление.
    Психика людей по-разному реагирует на монотонную работу. У одних работников выполнение монотонных операций вызывает скуку и быструю утомляемость, у других эти проявления бывают менее выражены. По данным исследований установлено, что минимально возможное количество элементов операции — не менее пяти. Для предупреждения монотонности научная организация труда предлагает следующие типовые меры:
  • рациональное распределение должностных обязанностей среди работников;
  • чередование работников на монотонных операциях;
  • применение переменного ритма и темпа работы;
  • внедрение соответствующих режимов труда и отдыха;
  • использование функциональной музыки;
  • применение действенных систем стимулирования труда.
    В числе мер, направленных на устранение ошибок в работе, называют также выявление причин отклонения затрат труда работника от нормативных и использование возможностей эргономики.
    Так, считается, что отклонения затрат труда работника на выполнение операций от установленных норм (выработки, времени, обслуживания) вызываются, во-первых, затруднениями в различении элементов операции, во-вторых, множественностью объектов восприятия в единицу времени, рассеивающих внимание работника, в-третьих, несовершенством выполняемых работником трудовых приемов и движений.
    В качестве меры борьбы с колебаниями затрат труда применяется так называемая "сигнальность", т. е. внешнее определение начала того или иного элемента операции с помощью звука, вспышки света или иными средствами,
    Обязательной составляющей научной организации труда является использование возможностей эргономики. Эргономика — это область знаний, исследующих возможность и необходимость приспособления к работнику средств труда (приборов и пультов управления, машин и механизмов, рабочих инструментов, мебели и оргтехоснастки). Целью эргономики является выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, обеспечивающих человеку комфортные и удобные условия ра-боты и сохранение его здоровья.     Исследования в эргономике, опирающиеся на антропометрию, биомеханику и технические науки, направлены на усовершенствование рабочего места в соответствии с потребностями и возможностями работника. Развитие этой науки во многом связано с техническим прогрессом. При увеличивающейся доле овеществленного труда необходим обоснованный учет психо-физиологических возможностей человека при создании новой техники и систем управления. В системе "человек — машина" должны учитываться прежде всего особенности работника. Проблема согласования действий человека и машины возникает из-за ограниченных возможностей как человека, так и машины.     Поэтому на первое место выдвигается инженерная психология, изучающая психофизиологические процессы человека как звена автоматизированной системы управления трудовым процессом, что позволяет достичь роста производительности труда.
    Научная организация труда охватывает как физический, так и умственный труд. Если физический труд — это преимущественно исполнительский труд, то умственный, как правило, связан с предпринимательством, управлением и творчеством. Между физическим и умственным трудом имеются существенные психофизиологические различия. Так, умственный труд требует большего напряжения в деятельности высших отделов центральной нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. При умственном труде значительно сокращается двигательная активность, поэтому изменяются обменные функции организма.
    Рациональная организация труда, в том числе умственного, требует соблюдения ряда условий:
  • "вхождение" в работу должно быть постепенным, начинать следует с простых элементов, придерживаться оптимального увеличения объема и усложнения умственной деятельности;
  • необходимо соблюдать последовательность и систематичность в труде;
  • необходимо соблюдать оптимальный темп и ритм работы, так как отрицательное воздействие на человека оказывает не только чрезмерно высокий, но и заниженный темп работы;
  • важно учитывать индивидуальные особенности человека: то, что для одного работника является нормой, для другого может быть отклонением;
  • оптимальным должен быть режим не только труда, но и отдыха.
    Многие виды умственного и физического труда выполняются легче и с более высокой производительностью, если предусмотрено их индивидуальное планирование для работника. Часть этой работы выполняется менеджером по труду. Однако и сам работник может приложить к этому свои усилия. План лежит в основе многих работ, хотя возможны и внеплановые действия. Индивидуальное планиро-вание труда включает: планирование отдельных операций в изменяющейся обстановке и последовательности действий; планирование в целом с учетом вероятных изменений. Чем выше профессиональное мастерство работника и уровень развития его как личности, тем точнее он реализует намеченный план работы.
 


Реклама