Rambler's Top100

Рекомендации

Прогноз социально-экономического развития региона Печать


Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель­ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:


  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.
В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке­та, представляемого Правительством России Федеральному собра­нию. В состав этого пакета входят:
  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории Рос­сии;
  • перечень основных социально-экономических проблем (за­дач) развития, на решение которых будет направлена поли­тика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств феде­рального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора эконо­мики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш­ной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогно­зированию экономических объектов: генетический и телеологи­ческий.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, оп­ределяющие особенности развития. На этой основе делаются вы­воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду­щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда­телям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте­пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогно­зов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатыва­ется Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить прави­тельству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа­тели служат основой для разработки показателей проекта государ­ственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Го­сударственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен­ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщаю­щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио­нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про­исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво­ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях про­цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо­жет применяться как при проведении макроэкономических рас­четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития.

Прогноз социально-экономического развития региона базирует­ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те­ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери­ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.

У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного обще­ства к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание пред­посылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) пе­реход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и ло­гику развития. По мнению автора теории, они не только характе­ризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов нео­классической теории является тезис, согласно которому либера­лизация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сум­му внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на мо­делях Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Соглас­но неоклассической теории экономический рост обусловлен тре­мя главными факторами:
  • ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования);
  • накоплением капитала (через сбережения и инвестиции);
  • прогрессом в технологиях.
В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличе­ние доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал — доходы на инвестиции» выше.

Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребитель­ской экономики — модель АЛьюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для тру­доизбыточной экономики стран «третьего мира».

В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хо­зяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной произ­водительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую мож­но изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к кото­рому относится городская промышленность и в который посте­пенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.

Основное внимание в модели АЛьюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятос­ти в современном секторе. Как миграция, так и занятость в со­временном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уров­нем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции произво­дятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами совре­менного сектора. Заработная плата предполагается фиксирован­ной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработ­ной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассмат­ривалось А Льюисом как абсолютно эластичное.

Данная модель может быть приспособлена для описания вза­имосвязей экономических переменных в отдельных регионах Рос­сии.

Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.

При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть од­новременный процесс роста и различных сопутствующих измене­ний, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах разви­тия в связи с целым рядом специфических факторов. К ним от­носятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства го­сударственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.

Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных пре­образований наряду с моделью трудоизбыточной экономики АЛ ь-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в об­ласти межотраслевого баланса.

Эмпирические исследования структурных сдвигов показыва­ют, что темпы и формы развития могут различаться в зависимос­ти как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из ко­торых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти раз­личия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государствен­ную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики спосо­бен привести к самоподдерживаемому росту.

Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пыта­ются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмер­ного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралис­тами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, по­скольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих дина­мику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни­мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, ко­торые воспроизводят бедность стран «третьего мира».

В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах — МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где все­гда были сильны позиции представителей «третьего мира», утра­тили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимо­сти ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоре­тики неоклассической школы утверждают, что именно вмешатель­ство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инве­стиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.

По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населе­ния или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к ра­циональному распределению ресурсов и тем самым — к ускоре­нию роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.
 


Реклама