Rambler's Top100

Рекомендации

Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально-экономического развития Печать


Регулирование регионального развития базируется на исполь­зовании совокупности методов, важнейшими из которых являют­ся: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод опти­мизации регионального развития.

Балансовый метод предполагает использование различных тер­риториальных балансов. Особенно велико значение баланса народ­ного хозяйства региона, в котором обобщаются основные показа­тели комплексного развития и содержатся данные для анализа и программирования регионального хозяйственного комплекса. В последнее время большое значение приобретает региональная си­стема национальных счетов.

Основным материалом для территориального планирования служат схемы развития производительных сил регионов и эконо­мических районов страны.

Формирование прогнозно-плановых документов, регламенти­рующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа.

Анализ положения дел в экономике. С этого этапа начинается выработка рациональной государственной экономической поли­тики.

Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, при этом выделяются «болевые точки» в экономике региона, оцени­вается срочность решения проблем, исследуются альтернативные последствия устранения отрицательных явлений.

Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с опре­деления всех возможных целей вообще, так называемой катало­гизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели: как она соотносится с другими целями. Завершается этот этап по­строением «дерева целей» — динамичной системы иерархии, со­подчинения целей, временного распределения их по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева».

Генеральные цели регулирования экономики региона — под­держание социальной стабильности общества, укрепление и раз­витие сложившихся отношений социально ориентированной ры­ночной экономики.

Наряду с генеральной целью существует большое количество конкретных целей, без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута. К основным целевым установкам соци­ально-экономического развития относятся:


  1. нормализация условий жизни населения региона;
  2. формирование условий устойчивого функционирования экономики региона как рыночной системы;
  3. восстановление и развитие реального сектора экономики;
  4. укрепление государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики.
Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т.е. выработка комплекса мероприятий по реа­лизации условий устойчивого функционирования экономики как рыночной системы.

Сложность проблем, возникающих перед руководством стра­ны и регионов в трансформационный период, порождает много­образие направлений их решения:
  • стабилизация денежной системы и курса рубля;
  • реструктуризация государственного аппарата управления;
  • совершенствование бюджетного процесса;
  • развитие реального сектора российской экономики;
  • конверсия оборонных отраслей, перевод их на выпуск граж­данской продукции;
  • обеспечение нормального функционирования рынка;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом;
  • стабилизация и устойчивое развитие экономики страны и регионов;
  • структурная перестройка экономики, диверсификации и производств;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продук­ции.
Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся ситу­ацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики боль­шинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ.

Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.

Ввиду весьма жестких ограничений только по одному виду ресурсов — инвестициям — главная проблема состоит в обосно­вании источников именно этого вида ограниченных производ­ственных ресурсов.

Таким образом, система инструментов.государственного регу­лирования экономического развития регионального хозяйствен­ного комплекса включает: прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепцию развития региона, региональные программы развития, индикативный план развития региона, бюджет региона.

Исходными в перечне документов, регламентирующих соци­ально-экономическое развитие страны и региона, являются ана­лиз и прогноз социально-экономического развития региона, от­дельных его отраслей, крупных многоотраслевых комплексов, от­дельных сфер жизнедеятельности общества.

Прогноз социально-экономического развития региона являет­ся исходным пунктом разработки документов, регламентирующих развитие региона. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач соци­ально-экономического и научно-технического развития, выработ­ки и обоснования социально-экономической политики правитель­ства.

В состав прогнозных документов региона входят набор част­ных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы.

Комплексные прогнозы экономического развития региона разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный — на 10 лет, среднесрочный — на период от трех до пяти лет, краткосрочный — до одного года.

Научно обоснованный прогноз социально-экономического развития региона должен базироваться на определенных научных теориях, лежащих в основе объяснения особенностей функциони­рования и развития регионального хозяйственного комплекса. При этом возможны такие подходы, как классическая и неоклассичес­кая теория роста, кейнсианский подход со стороны платежеспо­собного спроса и его динамики, эконометрические методы, ин­тегрирующие обе стороны при объяснении экономической дина­мики.

Прогнозные расчеты макроэкономических показателей долж­ны вестись во взаимной связи и взаимной обусловленности. Для этого в лучшем случае необходимо разработать специальную мо­дель или систему моделей экономики региона.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который предусматривает постановку целей развития региона, определение путей достижения поставленных целей, ана­лиз потенциальных возможностей (шансов), реализация которых позволит достичь успехов, разработку методов организации дви­жения по избранным направлениям, рациональное использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, по­иск путей оптимизации использования ресурсов. Система инди­кативного планирования является наиболее эффективной для ус­ловий рыночной экономики формой государственного воздей­ствия на экономику. Во многом это — инструмент будущего в управлении региональным развитием. Наличие обоснованной концепции функционирования и развития является необходимым условием принятия объективных решений по управлению различ­ными экономическими системами. Особое значение приобретает выработка концепции для обоснования стратегии развития реги­онального хозяйственного комплекса, который отличается мно­гообразием факторов функционирования и соответственно слож­ностью исследования поставленной проблемы.

Программирование развития экономики страны и ее регионов является инструментарием активного государственного воздей­ствия на экономику и социальную сферу. Целевые программы регионального развития представляют собой увязанный по ресур­сам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации. Целе­вые комплексные программы служат инструментом управления экономикой и применяются в условиях, когда требуется одно­временно участие не только многих хозяйственных предприятий и организаций, но и различных управленческих структур.

Методический инструментарий программно-целевого подхо­да включает методы: «дерево целей», балансовые и технико-эко­номические расчеты, определение приоритетов, разработка вари-

антов и др., причем как в традиционном, экономико-статистичес­ком, так и в экономико-математическом исполнении.
Разработка и реализация государственного бюджета — это средство участия государства в общем управлении ходом обще­ственного воспроизводства в стране путем иммобилизации финан­совых ресурсов и направления их на те или иные государствен­ные нужды, определяемые исходя из экономической и политичес­кой целесообразности. Региональная бюджетная система — это составная и обособленная часть общегосударственной бюджетной системы. Вне зависимости от меры автономности субъекта Феде­рации она является именно частью целого (пока существует це­лостность государства) и отражает степень централизации и децен­трализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время бюджетная система региона — гарант региональной самостоятельности и ответственности его руководителей.
 


Реклама