Rambler's Top100

Рекомендации

Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций Печать


Современный зарубежный опыт показывает, что в любом до­статочно развитом государстве существует строгая система защи­ты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной кон­цепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала.

При этом выделить по крайней мере три блока отраслей, в которых:


  • запрещен доступ иностранного капитала;
  • доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии;
  • предприятия с иностранными инвестициями создаются на тех же условиях, что и отечественные.
Отбор должен быть произведен исходя из первоочередных го­сударственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:
  1. ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, име­ющие стратегическое значение (добыча алмазов, электроэнерге­тика), а также в области, где необходимо проведение протекцио­нистских мер с целью поддержания и развития собственных про­изводителей;
  2. развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяй­ство, традиционные промыслы, арктическая зона);
  3. реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым ад­министрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
  4. внедрение новых высокотехнологичных, экологически чи­стых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышлен­ность региона в целом.
При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся ес­тественными монополиями, необходимо для сохранения эконо­мической безопасности страны и региона.

Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и за­фиксировать конкретный предельный объем иностранных инве­стиций в экономику региона в зависимости от размера внутрен­него регионального продукта или объема валовых инвестиций.

Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:
  • реализация крупных инвестиционных проектов;
  • развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
  • организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане террито­рий, занятость, экология и т.д.) либо насыщают рынок ка­чественно новыми товарами или услугами.

Реализация каждого из намеченного выше направлений ис­пользования иностранных инвестиций в регионе нуждается в чет­ком разграничении степени государственного вмешательства. Осу­ществление крупных инвестиционных проектов требует как уси­лий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. При этом контроль со стороны пра­вительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Наоборот, третье направление нуждается лишь в вы­работке четких правил игры, возможно, более лояльных по отно­шению к иностранным инвесторам, чем общероссийские нормы. Помимо этого будет необходимо применение дифференцирован­ных подходов, т.е. оригинальных, адекватных им способов реали­зации или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

К позитивным последствиям иностранных инвестиций мож­но отнести приток достижений мирового НТП в российскую эко­номику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К ним относятся, например, увеличение структурной безра­ботицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

 


Реклама