Rambler's Top100

Рекомендации

Пути улучшения инвестиционного климата региона Печать


Ввиду особой важности проблемы повышения инвестицион­ной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования ограниченных государственных инвестиционных ресурсов. Необ­ходимо существенно повысить внимание к рациональному ис­пользованию государственных финансовых ресурсов, используе­мых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюд­жете развития региона.

А. Бюджет развития региона как инструмент активизации ин­вестиционной активности региона. Бюджет развития региона раз­рабатывается в целях содействия эффективному развитию регио­нального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели:
  • поддержка приоритетных для экономики региона инвести­ционных проектов;
  • финансирование неэффективных, однако насущно необхо­димых мероприятий по развитию экономики региона;
  • предоставление возможности получения гарантий под кре­диты на реализацию эффективных инвестиционных проек­тов.
Бюджет развития региона является составной частью регио­нального бюджета, средства которого используются для кредито­вания, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестици­онных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет раз­вития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.

Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:


  • внутренние и внешние заимствования региона на ин­вестиционные цели;
  • часть доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;
  • часть доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;
  • доходы республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях воз­вратности, платности и срочности;
  • отчисления части поступлений в республиканский бюджет от размещения ценных бумаг;
  • суммы инвестиционных налоговых кредитов в части нало­говых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.
Денежные средства бюджета развития региона направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, платности и сроч­ности.

Управление бюджетом развития осуществляет специально со­зданная управляющая компания, которая имеет статус государ­ственного унитарного предприятия.

Управляющая компания проводит оперативное управление бюджетом развития, анализ, оценку и отбор инвестиционных про­ектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств бюджета развития, конкурс на предос­тавление инвесторам государственных гарантий за счет средств бюджета развития, формирует и управляет инвестиционным фон­дом бюджета развития региона.

Важнейшей задачей бюджета развития региона является пре­доставление государственных гарантий. Государственные гаран­тии за счет средств бюджета развития рассматриваются как обя­зательства правительства региона возместить кредитору часть фак­тически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае неисполнения заемщиком сво­их кредитных обязательств.

Можно выделить два способа выделения денежных средств за счет средств бюджета развития:
  1. путем кредитования отобранных на конкурсах инвестици­онных проектов, обеспеченных собственными средствами инвес­тора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;
  2. посредством прямых инвестиций в имущество коммерчес­ких организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли региона в уставных капиталах этих организаций.
В целях рационального использования кредитных ресурсов кредитование инвестиционных проектов осуществляется исклю­чительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, кото­рые согласованы с управляющей компанией бюджета развития.

Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается инди­видуальная схема его финансового обеспечения, включая график перечисления денежных средств всеми инвесторами, объем и фор­мы государственного участия в финансировании инвестиционного проекта и обеспечение возвратности выделяемых денежных средств за счет средств бюджета развития.

Б. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Залоговый фонд региона представ­ляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правитель­ством региона договоров поручительств и залога.

Под залогом понимается способ обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет предмета залога, преимущественно перед другими креди­торами.

Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона, т.е. имущество, не переданное в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий или в оператив­ное управление учреждений; средства регионального бюджета в соответствии с Законом о республиканском бюджете; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бу­маг предприятий, находящиеся в собственности региона; объек­ты недвижимости: здания, сооружения и земельные участки; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собствен­ности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона, к которым относятся объекты, принадлежа­щие им на праве собственности, и обособляемые от технологичес­кого комплекса предприятия.

Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выпол­няет следующие функции:
  • определение и реализация общей стратегии формирования и расходования ресурсов залогового фонда;
  • выработка и реализация рекомендаций относительно при­оритетности инвестиционных проектов, привлечение средств для финансирования которых обеспечивается зало­гом;
  • самостоятельное распоряжение частью активов залогового фонда с целью приращения их стоимости;
  • документальный учет движения активов фонда и обяза­тельств, обременяющих активы фонда;
  • организация исполнения обязательств по договорам при неисполнении обязательств заемщиком;
  • принятие всех возможных мер для сохранности и прираще­ния активов фонда;
  • осуществление оперативного управления залоговым фон­дом;
  • предоставление кредиторам инвестиционных проектов за­логов для обеспечения обязательств заемщиков;
  • обеспечение минимизации финансовых рисков. 
Обращение взыскания на заложенное имущество производится в соответствии с договором залога. Реализация заложенного иму­щества, на которое обращается взыскание, производится управ­ляющей компанией. В случае, когда сумма, вырученная от про­дажи предмета залога, недостаточна для полного удовлетворения требований кредитора, управляющая компания вправе получить недостающую сумму от реализации другого имущества.

В. Ипотечное кредитование как средство быстрого роста част­ных инвестиций в недвижимость.

Это довольно широко распространенные на Западе инструмен­ты активизации деятельности населения как инвестора. Для пол­номасштабной реализации ипотечного кредитования в России еще не созданы необходимые условия; не разработаны соответству­ющие федеральные правовые акты, отсутствует система специа­лизированных инвестиционных и ипотечных банков, не стабили­зирована финансово-кредитная сфера и поэтому слишком вели­ки риски по долгосрочным кредитам.

Условия предоставления ипотечного кредита в России не принципиально отличаются от мировых. Кредит под залог недви­жимости выдается обычно на 20—25 лет, а размер заемных средств и первоначального взноса составляет порядка половины стоимо­сти жилища. Постепенный переход к мировым стандартам ипо­течного кредитования предполагает снижение первоначального взноса с 50 до 5—20%.

Г. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона.

Под концессией понимается передача в эксплуатацию (исполь­зование) на определенный срок на возмездной основе принадле­жащих региону объектов: природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансо­вых преференций.

При разработке конкретных технологических регламентов привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд особенностей: во-первых, в концессию передаются реальные активы; во-вторых, реальные активы передаются не в аренду, не в управление, а в эксплуата­цию с вполне определенными целями собственника реальных ак­тивов; в-третьих, в период концессии титул собственника объек­та концессии не меняется, т.е. объект концессии не переходит в собственность концессионера; это принципиально отличает кон­цессию от траста, при котором объект может переходить в соб­ственность управляющего; в-четвертых, в концессию можно пе­редавать как уже созданные реальные активы, так и право на со­здание и последующую эксплуатацию активов, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильной до­роги или разработку и добычу полезных ископаемых. Объектами концессий являются:
  • предприятия, находящиеся в собственности региона и не подлежащие приватизации (акционированию);
  • предприятия, контрольный пакет акций которых находит­ся в собственности региона;
  • предприятия — должники регионального бюджета;
  • права на строительство и эксплуатацию автомобильных до­рог и мостов;
  • права на разведку и добычу полезных ископаемых, отнесен­ных к компетенции региона;
  • права на застройку земельных участков и коммерческую эксплуатацию возведенных строений.
Преимущество при передаче в концессию должны иметь:
  • существующие предприятия, находящиеся в собственности региона, текущая рыночная капитализация которых мень­ше годового дохода предприятия;
  • объекты, аналогичные объектам, ранее переданным в кон­цессию;
  • объекты региональной собственности, по которым потенци­альный инвестор не вносит в установленный срок объем ин­вестиций, оговоренный в контракте.
Правительство региона может устанавливать для отдельных концессионных проектов минимальные (из предусмотренных дей­ствующим законодательством) размеры платы за пользование ее ресурсами. Оно также вправе заключать договор на приобретение концессионером по окончании срока концессии пакета акций предприятия, передаваемого в концессию, по фиксированной цене.

Государственная поддержка концессионной деятельности осу­ществляется путем:
  • создания совместного с концессионером предприятия на ус­ловиях долевой собственности;
  • установления льготного периода платежей концессионера в бюджет региона по проектам с низкой коммерческой эффек­тивностью;
  • предоставления гарантий региона банкам — кредиторам концессии в качестве условия обеспечения платежных обя­зательств заемщика.
Возможны также и другие формы поддержки концессионной деятельности в регионе.

Концессионерами не могут быть государственные унитарные предприятия; государственные органы исполнительной или зако­нодательной власти; органы местного самоуправления. Иностран­ное государство также не может являться стороной договора кон­цессии. Объекты муниципальной собственности передаются в концессию с согласия муниципальных образований.

В привлечении инвестиций в экономику региона важное мес­то отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ), которые со­здаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, акти­визации иностранных и российских инвестиций, накопления пе­редового научно-технического и управленческого опыта.
 


Реклама