Rambler's Top100

Рекомендации

Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения Печать


Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с дру­гой — незащищенными перед форсмажорными обстоятельствами. Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имуществен­ных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капи­тала, недостаточная информированность, отсутствие эффективно­го механизма судебной защиты негативно сказываются на разви­тии малых предприятий.

Среди мероприятий, направленных на поддержку малого биз­неса, следует особо выделить расширение доступа малого пред­принимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Преимущества лизинга как формы финансирования про­изводства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собствен­ности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко прояв­ляются в отраслях с высокой долей основного капитала.

Прогрессивной формой организации и развития малого биз­неса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индиви­дуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначе­ние, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую ин­формацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса, Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной спо­собностью малого предприятия, вооруженного современными ме­тодами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, бы­стро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

В качестве рычагов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне используются:


  • установление льготного налогообложения, прямого финан­сирования и кредитования малых предприятий;
  • передача на уровень органов местного самоуправления ос­новных полномочий по распределению собственности (по­мещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доход­ной базы путем увеличения налоговых поступлений от ма­лых предприятий и развития малого бизнеса на своей тер­ритории;
  • создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса;
  • совершенствование и дальнейшее развитие новых органи­зационно-правовых форм малых предприятий;
  • обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориаль­ных структур поддержки.
Переподготовка кадров традиционно рассматривается как важ­нейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, под­держание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер импе­ратива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс.

Приоритетом государственной политики занятости в территори­альном разрезе становится содействие занятости и профессиональ­ному обучению безработных в тех регионах, где происходит рест­руктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.

В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов фонда занятости населения расхо­дуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработ­ных или на реализацию программ с низкой финансовой эффек­тивностью.

Ключевым элементом нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профили­рования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование по­зволяет с помощью специальных обследований выявлять катего­рии безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

Налаживание эффективной деятельности региональной службы занятости

Для реализации политики занятости населения в России со­здана Федеральная служба занятости. Аналогичные службы фун­кционируют в регионах страны. В краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге образованы центры занятости населения. Имеются центры занятости населения в рай­онах и городах.

Задачи службы занятости в регионе: анализ и прогнозирова­ние спроса и предложения на рабочую силу; сбор и обработка ин­формации о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граж­дан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказа­ние услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказа­ние помощи им, включая выплату пособий; организация разра­ботки программ занятости с предусмотренными в них мерами со­циальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населе­ния; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости вправе:
  • запрашивать от всех организаций информацию о предпола­гаемых изменениях в характере деятельности, результаты ко­торых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведе­ния о наличии свободных рабочих мест;
  • направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудо­устройства;
  • разрабатывать и выносить на рассмотрение местных орга­нов власти предложения об установлении минимального ко­личества рабочих мест для трудоустройства;
  • направлять незанятых граждан по их желанию на опла­чиваемые общественные работы;
  • распоряжаться средствами, выделяемыми Государственным фондом занятости;
  • оплачивать стоимость профессионального обучения и пере­обучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих ра­боту;
  • выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Для обеспечения эффективно действующего механизма реали­зации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего региональными, городскими и районны­ми центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы спо­собствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.
 


Реклама