Rambler's Top100

Рекомендации

Виды регионального мониторинга Печать


Следует различать тотальный (всеобщий) и проблемно-ориен­тированный региональный мониторинг. Задачей тотального мо­ниторинга являются постоянный анализ и диагностика региональ­ной ситуации, в масштабах всей страны и основных единиц ее го­сударственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом тотального мониторинга становится региональная си­туация как таковая во всем разнообразии ее составляющих.

Цель проблемно-ориентированного мониторинга — отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы, которая отобрана по определенным критериям, при­знана общественно значимой и требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального проблем­но-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоян­но и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а конкретные региональные явления, спорадически возникающие в недрах той или иной ситуации, на определенной территории.



Однако в некоторых случаях тотальный мониторинг может и даже должен включать проблемно-ориентированный в качестве самостоятельного фрагмента или использовать соответствующую информацию в невыделенном, латентном виде.

Проведение мониторинга региональных ситуаций и проблем направлено на оценку различных видов безопасности регионов: социальной, экологической, экономической, политической.

Экологическая безопасность региона — ситуация благополучия в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жиз­ни и деятельности человека, животного и растительного мира, характеризуемая набором критериальных (реперных) показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.

Критериальные показатели развития экономики региона пред­ставляют собой систему индикаторов, характеризующих состоя­ние и динамику природного комплекса региона. К числу крите­риальных показателей относится систематизированный набор па­раметров, характеризующих наиболее важные стороны экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассей­нов региона, проведение мероприятий по восстановлению перво­начальных природных условий.

Политическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте со стороны стабильности политической системы.

Критериальными индикаторами политической безопасности могут служить показатели доверия населения органам власти (фе­деральным, региональным, муниципальным), показатели крими­ногенное™ ситуации, степень обеспеченности жизни населения и деятельности предпринимателей законодательными нормами и правилами.

Социально-экономическая безопасность региона — ситуация бла­гополучия в объекте исследования, характеризуемая набором критериальных показателей функционирования и развития региональ­ного хозяйственного комплекса.

Критериальные показатели социально-экономического разви­тия региона — это система индикаторов, характеризующих состо­яние и динамику хозяйственного комплекса региона, хорошие условия для жизнедеятельности предпринимательской деятельно­сти и людей. К числу критериальных показателей относится сис­тематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и со­циальной сферы региона. В частности, сюда относятся: ВРП на душу населения и его динамика, уровень и эффективность исполь­зования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных, знаний и опыта на­селения и предпринимателей, инфляция и ее динамика, платеж­ный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса).

Анализ социально-экономического положения региона целе­сообразно строить на основе многофакторных эконометрических моделей. В основу может быть положена система моделей, ядром которой является методология UNITAR исследовательского ин­ститута ООН, с адаптацией указанной методологии применитель­но к условиям Российской Федерации.

Модель строится на базе набора показателей, характеризующих различные стороны и уровни социально-экономической ситуации в регионе в сравнении с другими регионами страны. По каждому показателю рассчитывается рейтинг, характеризующий место, за­нимаемое регионом по данному показателю, и вес, характеризу­ющий отклонение показателя от среднего по России значения. Показатели нижнего уровня объединяются в группы, характери­зующие определенные сферы социально-экономической ситуа­ции, такие как материальная база развития, человеческий потен­циал, уровень материального потребления и т.д. Для каждой груп­пы, подобно отдельным показателям, рассчитываются рейтинги и веса. Данные показатели представляют собой основу для анализа социально-экономического положения в регионе и происходящих в нем процессов.

При переходе от индивидуальных показателей к групповым правило пересчета рейтингов и весов определяется следующим образом:

пусть хм(к) — некоторый показатель (к — номер региона — субъекта Федерации). После упорядочения х получает рейтинг р(к) — новую нумерацию регионов.

Перейдем к показателю, нормированному относительно сред­него по России.

Ум(к) = хм(к)/xср

Веса вычисляются по следующей формуле:

В(к) = (У(к) - Умин)/(Умакс - Умин)*100/н,

где н — количество показателей.

Интегральный показатель рассчитывается следующим образом:

И(к) = SKн= В(к) * р(к).

На основании интегрального показателя составляется интег­ральный рейтинг по группе показателей. Аналогично может про­изводить расчет интегрального показателя региона на основе дан­ных по группам показателей.

 


Реклама