Rambler's Top100

Рекомендации

Методы государственного регулирования экономики региона Печать


Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и уг­лубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориаль­ное разделение труда.

Общее экономическое пространство формируется как сочета­ние различных хозяйств, независимо от величины их потенциа­ла, формы собственности, технологического уклада. Главное, что­бы они были связаны между собой устойчивым разделением тру­да, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъекта­ми региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.

Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и само­развития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Объекты государственного регулирования экономики в реги­оне многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подго­товка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэконо­мические связи.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочно­го регулирования экономики на современном этапе являются:


  1. эффективное использование государственной собственно­сти на средства производства и природные ресурсы;
  2. поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
  3. проведение общегосударственной инновационной политики;
  4. регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
  5. регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования регионального развития выде­ляют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешатель­ство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

Административные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:
  • административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;
  • правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);
  • рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

Таблица 4.1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на дости­жение целей системы путем форми­рования ее четкой структуры, созда­ния условий для подготовки, приня­тия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономи­ческой стратегии

Выражают прямое воздействие на уп­равляемые объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа уп­равления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприя­тий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляе­мых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятель­ность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обяза­тельного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных реше­ний и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска


Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регио­нального бюджетов.

Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каж­дым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и ре­гионального (субъектов РФ) уровней.

Основные принципы и порядок формирования, финансиро­вания и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональ­ное правительство или иные органы соответствующего уровня ис­полнительной власти определяют заказчиков. Те от имени го­сударства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое раз­деление полномочий по формированию портфеля заказов и рас­поряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице со­здает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы раз­мещаются и финансируются либо через механизм государствен­ных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномочен­ным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответству­ющего бюджета (федерального или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предвари­тельное определение и фиксирование величины издержек, исхо­дя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает ши­рокую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контрак­ты данного типа получили распространение при размещении за­казов на производство и поставку гражданской продукции теку­щего ассортимента.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фик­сируется и государственные органы власти возмещают все затра­ты на мероприятие, оговоренное в контракте.

 


Реклама