Rambler's Top100

Рекомендации

Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития Печать


Региональная дифференциация проявляется в том, что воз­можности самообеспечения и связанная с ними экономическая зависимость регионов от федерального центра у разных регионов не совпадают. Около десяти субъектов Федерации являются круп­ными донорами федерального бюджета. Остальные находятся в положении реципиентов.

Однако такое разделение отображает лишь финансовую сто­рону региональной дифференциации, производную от более глу­боких социально-экономических особенностей, в частности от различий в структуре и состоянии экономики, в условиях ее функ­ционирования, в наличии и полноте использования природных, материальных, трудовых ресурсов и, наконец, в уровне жизни населения. Этими различиями обусловлена классификация реги­онов по степени самообеспеченности и самодостаточности с вы­делением таких групп, как «нуждающиеся» и «особо нуждающие­ся» регионы.

В практике региональной политики советских времен ведущим был принцип «выравнивания». В целях преодоления историчес­ки сложившейся экономической отсталости некоторых нацио­нально-территориальных образований национальный доход пере­распределялся в их пользу. Ту же самую цель преследовало и раз­мещение производительных сил на территории страны. Такая политика зримо способствовала прогрессу в экономике и социаль­ной сфере, расценивавшемуся как одно из важнейших завоеваний социализма. Время, однако, показало, что у этой медали есть и оборотная сторона. По сравнению с уровнем 1913 г. отсталые в прошлом регионы действительно уходили далеко вперед, но их отставание все равно сохранялось, в сопоставлении с другими ре­гионами они проигрывали. Навязанное сверху размещение про­изводительных сил не позволило экономике регионов развивать­ся комплексно. Идея выравнивания обернулась безынициативно­стью, пассивностью, способствовала укоренению привычки видеть выход из напряженной ситуации только в получении поддержки от федерального центра.



Концепция саморазвития тоже предполагает «выравнива­ние» — в том смысле, что ее реализация в итоге позволит эко­номически отсталым регионам подняться до уровня нынешних «доноров». Но подниматься они будут собственными силами, на основе самостоятельно разработанной программы действий.

Методы экономической поддержки регионов со стороны фе­дерального центра можно разделить на прямые и косвенные.

Прямая поддержка предусматривает либо непосредственные финансовые вливания в экономику региона, либо предоставление налоговых и иных льгот, снижающих региональные расходы. Центр помогает регионам прежде всего тем, что передает прибыльные, обладающие рыночной стоимостью объекты феде­ральной собственности в региональную собственность на безвоз­мездной основе. Регионы получают из федерального бюджета трансферты в виде государственных субвенций, не требующих компенсации, а также средства из внебюджетных федеральных фондов. Помимо этого федеральный бюджет выделяет средства на осуществление целевых федеральных программ, в состав которых входят региональные подпрограммы. Устанавливаются налоговые, таможенные и иные льготы, приводящие к уменьшению части поступлений, передаваемых субъектами Федерации в федеральный бюджет.

Косвенная поддержка заключается в расходовании средств федерального бюджета или внебюджетных фондов на отраслевые объекты федеральной собственности, расположенные на террито­рии региона. Федеральные финансовые источники кредитуют ре­гиональные расходы. Выделяются инвестиции, способствующие поддержанию и подъему экономики региона. Формируются ме­ханизмы гарантий, залоговых механизмов на федеральном уров­не, способствующих притоку кредитов и инвестиций в регионы. Центр берет на себя содержание федеральных объектов, предпри­ятий, учреждений, расположенных на территории региона.

Конкретными инструментами регионального саморазвития в условиях перехода к рыночным отношениям являются фор­мирование бюджета субъекта Федерации в его взаимосвязи с фе­деральным и местными бюджетами, поддержка товаропро­изводителей и бизнеса, меры по оживлению производства и воз­буждению спроса на товары и услуги, дальнейшая приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, со­провождаемая реструктуризацией производства.

Финансовый механизм региона — сердцевина концепции его саморазвития. Он представляет собой совокупность методов и средств воздействия на финансовые ресурсы и денежные потоки, в которых участвует регион.

Финансовое обеспечение регионов как одно из определяющих условий их саморазвития зависит не столько от распределения и перераспределения заданного объема бюджетных финансовых ре­сурсов между федеральным и субфедеральным уровнями, сколь­ко от наполнения бюджетов, поступления средств в бюджеты.

Следовательно, возможности саморазвития региона лишь в малой степени зависят от перекачки денежных средств в регио­нальные бюджеты. На них оказывает влияние главным образом рост доходов предприятий и населения, образующих налогообла­гаемую базу. Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения, тем богаче станет региональный бюджет, а вслед за ним — и федеральный.

Чтобы заработал финансовый механизм саморазвития, клю­чевой частью должны стать не распределительные, бюджетно-на­логовые отношения между Федерацией, ее субъектами и му­ниципальными территориальными образованиями, а финансовые стимулы и рычаги, способствующие росту производства и повы­шению доходов хозяйствующих субъектов в регионе. Вводя, на­пример, налоговые льготы для предприятий и предпринимателей, мы на какое-то время ослабляем региональный бюджет, зато спо­собствуем подъему производства и росту доходов. В дальнейшем это окупится: возрастет объем инвестиций в производство, увели­чатся денежные поступления в бюджеты всех уровней.
Итак, мы видим, как велика роль, которую играет финансо­во-бюджетный механизм в обеспечении саморазвития регионов. Но очевидна и необходимость трансформации сложившихся бюд­жетно-финансовых отношений между Федерацией и ее субъекта­ми, преобразования бюджетно-налоговых систем на региональном и местном уровнях.
 


Реклама