Политика предприятия в области качества. Система качества Печать


Политика в области качества — это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные и документально оформленные высшим руководством в виде системы качества.

Система качества — это совокупность организационной структу­ры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Технический комитет международной организации по стандар­тизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, содержащие тре­бования к системе качества и определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества:



  • ИСО 9000-94 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества». Основное назначение стандарта — по­мочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о со­временных системах качества;
  • ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монта­же и обслуживании»;
  • ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании»;
  • ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов дея­тельности, влияющих на качество на различных стадиях: от опре­деления потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятель­ности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:

  1. мар­кетинг, поиск и изучение рынка;
  2. проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
  3. материально-тех­ническое снабжение;
  4. подготовка и разработка производственных процессов;
  5. производство;
  6. контроль, проведение испытаний и об­следований;
  7. упаковка и хранение;
  8. реализация и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатация;
  10. техническая помощь и об­служивание;
  11. утилизация после использования изделия.

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления:

  • обеспечение качества;
  • управление качеством;
  • улучшение качества.

Обеспечение качества — все планируемые и систематически осу­ществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для созда­ния достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять тре­бования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по ка­честву и направленные как на управление процессом, так и на уст­ранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффектив­ности.

Улучшение качества — мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов в целях получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Руководство по качеству — документ, содержащий политику и области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответствен­ность, полномочия и взаимоотношения персонала, который испол­няет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пе­ресмотру и корректировке руководства.

Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному уп­равлению качеством.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме опи­санного выше, организационную структуру производства; методи­ческие документы общего характера; рабочие инструкции, справочники и др.