Рынки образования Печать


Сфера образования входит одновременно и в экономическую и в социальную системы. Будучи важнейшим элементом формирования инфраструктуры современной экономики, образование вместе с тем является постоянно возрастающим по масштабам рынком услуг, объем которого составляет до 6% ВВП. Важно подчеркнуть, что «экономическая» и «социальная.» функции образования не являются разнонаправленными, равенство доступа к образованию повышает качество человеческого капитала страны.

Новые технологии, развитие коммуникационных сетей, глобализация торговой деятельности - все это представляет неизмеримо большие возможности для развития личности. Новые образовательные технологии, предоставляемые «новой экономикой» - это ответ на резкий рост объемов информации, на необходимость отсеивать «полезную» (производную инноваций) и на возможность комфортного доступа к такой информации. По оценкам конфедерации промышленников Великобритании (CBI), через пять лет 85% новых рабочих мест будут требовать технических знаний и навыков в области информационных и телекоммуникационных технологий. Дигби Джонс (Digby Jones), генеральный директор CBI, в этой связи отмечает: «Основная цель всех организаций, которые хотят адаптиро­ваться в экономике завтрашнего дня, должна заключаться в том, чтобы информационные технологии вошли в гены работников завтрашнего дня».

Новая модель образования - образование в течение всей жизни («непрерывное обучение»). Те базовые навыки, которые человек получает в молодости, служат его основой. В информационном обществе необходимы новые знания и навыки, и их список постоянно меняется. Итоговые документы Лиссабонского саммита Европейского совета относят к таким навыкам; компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки. Содержательно и функционально они переплетаются и перекрывают друг друга. Социальные навыки - такие, как умение вступать и поддерживать коммуникацию, адаптивность, умение рисковать - становятся все более важными в современном мире. Появление новых разнообразных образовательных ресурсов имеет целью - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

Информационное общество требует нового подхода к различным формам образования, среди которых можно выделить:



  • формальное образование, завершающееся выдачей общепринятого диплома или аттестата;
  • неформальное образование - оно обычно не сопровождается выдачей документа: его получают в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
  • информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

В системе непрерывного образования неформальное и информальное образования являются равноправными участниками процесса обучения, ИКТ обеспечивают его поддержку: поиск и предоставление образовательной информации; систему образовательного консультирования при выборе траекторий и курсов, систему добровольного измерения результатов.

Для эффективности новой системы образования важно обеспечение каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях, необходимым консультациям и измерениям на протяжении всей жизни. Есть основания полагать, что в ближайшие годы начнет формироваться рынок фирм, предоставляющих рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, ориентированных на интересы и потребности активного пользователя, на приближение образовательных возможностей к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, в том числе с использованием информационных технологий.

В информационном обществе актуальной стала проблема формальных знаков неформального образования, т.е. измерения квалификации выпускника (у нас это называют «качеством образования»). Измерение качества квалификации все дальше уходит от ранее всемогущей «знаковой системы» - документов о прохождении программ формального обучения. Возникает парадокс: образование приобретает все более неформальный характер, а измерение его результатов (уровня квалификации) должно становиться все более формальным и точным. Это будет порождать совершенно новые институты измерения качества образования, базирующиеся на измерении «результатов» в виде уровня квалификации, а не «затрат» в виде завершения формальных программ обучения определенной структуры и продолжительности с определенным уровнем квалификации преподавателей. Само измерение будет приобретать все более добровольный (заявительный) характер.

Отметим, что образование в сфере новых технологий постепенно становится многоступенчатым и включает в себя: а) государственные образовательные учреждения; б) негосударственные образовательные учреждения, приравненные к государственным; в) корпоративные образовательные центры, ориентированные в первую очередь на сотрудников соответствующей компании; г) специализирующиеся на ИТ-технологиях учебные центры, в том числе центры компаний по производству ПО и «железа» и др. Итоги деятельности специализированных учебных центров по ИТ-технологиям: за 2003 год рост существенный (в среднем, по разным оценкам, рост составил за год 30-60%).

Обороты ведущих российских учебных центров в 2003 году, по данным CNews Analytics, увеличились на 45,6%, Феноменальный рост на 150%, отмечаемый по итогам года компанией «Микроинформ», был обеспечен крупным заказом МНС РФ (число обученных сотрудников в общем объеме услуг центра составило 22 тыс. чел.). За исключением подобных, не слишком частых прецедентов, средний российский учебный центр обучает сейчас 1­2 тыс. человек в год.

Число учебных курсов в основном увеличилось за счет курсов по управлению проектами, курсов по информационной безопасности, а также традиционных курсов на новой основе. Однако данные учебные центры остаются в основном узкоспециализированными.

Особо следует сказать о дистанционном образовании (ДО) с использованием современных информационных технологий (е-ieaming). В настоящий момент более 200 университетов США предлагают дистанционное обучение. В 2004 году онлайновые академические курсы планируют предоставить уже 90% колледжей Америки. Количество онлайновых курсов возрастает примерно на 30-40% каждый год, и в будущем эта тенденция будет сохраняться. Сейчас, по данным ЮС, оборот всего рынка ДО в США составляет 4,5 млрд долл. К 2005 году затраты на ДО в США увеличатся до 12 млрд. В 2002-2003 гг. около 350 тыс. американцев, которые учатся исключительно дистанционно, платят учебным заведениям за онлайн­-курсы 1,75 млрд долл. в год. В 2006 году дистанционно будут обучаться уже 5 млн американских студентов.

В России онлайновое обучение практикуется относительно недавно и развивается в основном в двух направлениях: крупные, в основном московские и санкт-петербургские высшие учебные заведения создают «виртуальные филиалы» с доступом через Интернет, а крупные российские организации сферы бизнеса («Русский алюминий», «Вымпелком» и др.) создают свои замкнутые системы обучения в рамках интранет (специализированные учебные центры ориентированы как на очное, так и, несколько менее, и на онлайновое обучение).

Широко распространяется по миру и «электронное книгоиздание». «Электронная литература», которая первоначально в рамках образования представляла собой «оцифрованные учебники», в настоящий момент становится относительно самостоятельным инструментом, широко используемым в образовании. В России «электронное книгоиздание» учебных и методических материалов известно в следующих вариантах: а) пиратские «электронные издания», которыми Интернет буквально заполонен (в этом случае электронные издания просто украдены у авторов, распространителей или с платных сайтов; отметим, что одни и те же учебники, программы, методические материалы, примеры и проч. можно встретить на разных сайтах под разными названиями и авторством, но с абсолютно идентичным содержанием); б) бесплатное выставление материалов в рамках специализированных проектов или в электронных библиотеках (достаточно часто согласие авторов на такое размещение не получено или реально только подразумевается); в) бесплатное выставление в Интернете учебных материалов авторами и учебными заведениями (преследуются цели самовыражения, рекламные цели и т.п.; часть авторов добровольно отказывается от вознаграждения с целью ознакомить научную общественность и учащихся со своими творениями); г) выставление учебных материалов на платных сайтах (в этом случае учащийся дли клиент, заплатившие определенную сумму, получают доступ к платному «электронному контенту»).

В начале 2003 года объем рынка образовательных электронных библиотек составлял в США около 250 млн долл., а в 2004 году утроился и сейчас уже достигает 850 млн долл. Однако обычным высшим учебным заведениям, даже достаточно мощным, создание крупных порталов по обучению еще не по плечу - это могут позволить себе только крупные бизнес-структуры. Приведем ряд примеров.

Запущенный в феврале 2004 года портал дистанционного обучения Ford, по предварительным оценкам, позволит сэкономить $17 млн, Ford Learning Network объединяет все методические и учебные материалы, а также средства для управления обучением и тестирования. В электронной библиотеке этого ресурса содержится более 400 тыс. наименований, в том числе 1,5 тыс, интерактивных учебных курсов, 1,9 тыс. электронных книг, сотни периодических изданий, а также внутрикорпоративные документы. С помощью портала 300 тыс. сотрудников компании по всему миру смогут повысить свою квалификацию и получат доступ к справочной информации.

О завершении работ по развертыванию корпоративной системы электронного обучения в конце февраля 2004 г. объявило также информационное агентство Рейтер, В результате внедрения системы на базе Oracle iLearning более 4000 сотрудников компании получат доступ к учебному порталу. Основной целью внедрения электронного обучения является вышеупомянутый переход к системе «непрерывного обучения».