Рынки интеллектуальных услуг | ![]() |
Интеллектуальные услуги - достаточно старый феномен, связанный с делегированием собственником права принятия той или иной части экономических решений. Аналогом рынка интеллектуальных услуг внутри предприятия является наемный менеджмент. В «новой экономике» структура рынка интеллектуальных услуг включает сектора:
Рынок интеллектуальных услуг в «новой экономике» в значительной степени завязан на сетевые технологии. Будучи нацелены на повышение эффективности деятельности предприятий, интеллектуальные услуги играют важную роль в формировании управленческой культуры, способствуя распространению «личного опыта», оптимизируя текущие бизнес-процессы и внедряя международные стандарты. Спрос на интеллектуальные услуги возникает: на регулярной основе при выполнении установленных государством или бизнес - средой правил (аудит, юридическое обслуживание) или обеспечении рыночной информации (реклама), а также, когда предприятие сталкивается с необходимостью качественных изменений стратегии или внешней среды (реструктуризации, изменения относительной рыночной силы, входа, на новые рынки, повышения качества продукции или эффективности управления). Значительная часть рынка интеллектуальных услуг в рамках новой экономики завязана на сетевые технологии. В экономике многое изменилось с появлением Сети - транзакции стали дешевыми, появилась возможность контактировать индивидуально с каждым покупателем, управление от иерархической структуры перешло на сетевую, конкурентоспособность компании определяли уже не экономия на масштабах и стандартизации, а гибкость, возможность предоставить потребителю индивидуализированный пакет услуг. Причем, именно гибкость играет определяющую роль. Компании не строят громоздкие структуры, стараются отдавать на аутсорсинг все, что сами не могут сделать эффективнее. Понятие «инвестиции в Интернете» может подразумевать под собой инвестиции в:
Началом эры инвестиций в Интернет принято считать 1995 год, когда Netscape стала публичной корпорацией, а ее пионером - Джима Кларка, создателя Netscape. Уже через 18 месяцев после создания браузера было решено разместить акции Netscape на открытом рынке. До Netscape инвестиционный процесс имел очень четкий порядок: рисковый капитал (покупка идеи), стратегический капитал (покупка бизнес-функционалов), финансовые инвесторы (покупка существующих финансовых потоков) и корпоративные захватчики (покупки активов). Джим Кларк нарушил эту пирамиду, поставив на ее вершину не рисковых капиталистов, а разрабатывающих инженеров. Интернет, создал новый товар, которым стала информация, но не создал принципиально новых бизнес-моделей, он лишь позволил более эффективно использовать старые методы, в числе которых комиссия, продажа рекламы и информации, коммерция, производство на заказ, партнерства и сообщества. Нужно стремиться к тому, чтобы органично вписать интернет-навыки новой экономики в бизнес-модели старой, усилить ключевые сферы компетенции: закупки, инновации и маркетинг. Мировой рынок интеллектуальных услуг еще не сложился. Существует высокая степень его национальной сегментированности. Но это вовсе не означает, что так будет продолжаться длительное время. Можно ожидать, что в течение 10-15 лет основные сектора рынка интеллектуальных услуг приобретут международный характер. Объем рынка интеллектуальных услуг в России все еще незначительный (до 1,5% ВВП), хотя постепенно рынок расширяется за счет средних предприятий. Основную его долю составляет реклама (до 0,7% ВВП), следующую за ней - консалтинг и аудит (0,4-0,5% ВВП). Прогноз роста рынка интеллектуальных услуг в России - 8-10% в год при существующих темпах роста экономики в целом, и 13-15% в год при ускорении темпов роста до 6% (как в 2003 г.). К 2007 году он может достигнуть 1 % В ВП (без рекламного рынка) и 2% с рекламным рынком. В условияхякономи-ческого роста его динамика опережает динамику развития экономики в целом (по России - примерно в два раза). Основными факторами опережающего роста являются следующие:
Напротив, в условиях стагнации и падения экономики в целом сектор интеллектуальных услуг падает более быстрыми темпами, чем традиционные отрасли. Сложившаяся к 2000 г. структура рынка интеллектуальных услуг в России выглядела следующим образом: 80% - корпоративный сектор, 15% -спрос государства и бюджетных организаций, 5% - спрос домохозяйств. До последнего времени основными клиентами (потребителями) рынка выступали: финансовый сектор; предприятия сырьевого и энергетического сектора, ориентированные на экспорт; сектор оптовой и розничной торговли и собственно сектор предприятий «новой экономики». К этому можно добавить реструктурируемые предприятия, в случае которых заказы па интеллектуальные услуги делаются «извне». Начиная с 2002 г. можно было наблюдать достаточно быструю диверсификацию клиентов рынка интеллектуальных услуг, вовлечение в него предприятий самых разных отраслей, включая даже организации социально-культурной сферы. Как ни странно, спрос на интеллектуальные услуги несколько активизировал новый Закон о банкротстве (2002 г.), ужесточивший требования к «качеству» арбитражного управления несостоятельными предприятиями: от планов ликвидации к реструктуризации на основе инновационных проектов. К настоящему моменту положение несколько изменилось: по ряду оценок, в 2003 году наблюдался более чем двадцатипятипроцентный рост российского рынка информационных технологий. Согласно оценкам в 2004 году ожидается существенный рост, и в целом рынок интеллектуальных услуг в России следует признать перспективным (есть даже оптимистичные прогнозы), но в первую очередь в национальных границах (к сожалению, до 70% программного обеспечения, используемого в России, импортируется, а ряд крупных российских компаний-разработчиков ПО проигрывают борьбу на внутреннем рынке своим иностранным конкурентам). В международных масштабах российские интеллектуальные услуги ценятся не так высоко, западные фирмы более заинтересованы в переманивании кадров и с этой целью поощряют «утечку мозгов» из России.
|