Основные инструменты электронной коммерции Печать


Существует шесть основных инструментов, с помощью которых осуществляется электронная коммерция: телефон, факс, телевидение, система электронной оплаты и перевода средств, взаимообмена электронной информацией и Интернет. В этом смысле Интернет является более универсальным средством, чем другие инструменты электронной коммерции.

На долю Соединенных Штатов приходится основной объем торговли, осуществляемой через Интернет. Электронная торговля товарами и услугами развивается и в Европе, хотя ее объем намного скромнее, чем в США.

Остановимся на «российской части» электронной торговли несколько подробнее, сделав ряд основных классификаций.

Электронная коммерция включает несколько разных разновидностей бизнеса. Предприниматели могут специализироваться лишь на российской части Интернета (Рунет; иногда под этим термином понимают всю «зону ru» и «зону su», которая недавно восстановлена; в расширительном толковании можно рассматривать весь русскоязычный Интернет), по могут работать и во всей Глобальной Сети (достаточно часто - через партнеров в других странах, на которых, например, ложится реальная доставка товара от производителя или к потребителю). Возможности Рунета в последнее время значительно расширились, поскольку в Интернете вводится поддержка национальных символов (в том числе кириллицы) в написании доменных имен (это, кстати, по выражению пользователей дополнительно «здорово помогает при поиске»).



В рамках электронной коммерции обычно выделяют работу о другими бизнесменами (организациями) и работу с обычными клиентами. Весьма прибыльной будет деятельность, которую можно условно назвать «бизнес на бизнесе». В этом случае посредники за определенную плату помогают бизнесу организовать коммерцию в Интернете. Можно предложить классификацию.

За определенную плату посредники помогают:

  1. подобрать вариант бизнеса в Сети с учетом интересов владельцев, целей бизнеса, тактических и стратегических задач, которые ставятся перед бизнесом;
  2. создать виртуальную математическую (или иную) модель интернет-сайта для проверки возможностей бизнеса и правильности стратегии;
  3. создать бизнес-план для проекта;
  4. обеспечить привлечение инвестиций для проекта;
  5. непосредственно создать сайт (Интернет-магазин и т.п.), в том числе и «с нуля»;
  6. подобрать программное обеспечение для магазина (можно также, например, создать видимость интерактивного общения или «встроить в сайт живого продавца», т.е. обеспечить общение клиента и оператора);
  7. подобрать удобный хостинг и наиболее эффективную для покупателя (или размера оборота) систему оплата;
  8. создать службу логистики и службу доставки, в том числе междугороднюю и международную;
  9. обеспечить «первичное» включение сайта в каталоги ссылок, листы и т.п.; обеспечить сайт «логами» и счетчиками;
  10. «раскрутить» сайт;
  11. провести маркетинговый аудит сайта для определения, насколько хорошо сайт или Интернет-магазин выполняют поставленные задачи и соответствуют интересам владельцев;
  12. возможно и дальнейшее полное сопровождение проекта и другие услуги.


Большая часть коммерческих проектов электронного типа - это интернет-проекты. Обычно говорят об «узлах электронной коммерции». Обычно эти проекты требуют особой системы управления. Можно попробовать дать обобщающую неранжированную классификацию интернет-проектов (элементы могут пересекаться).

  1. Интернет-магазины по продаже «материального продукта». Могут быть как универсальными, так и специализированными. Как особый вариант - специальные магазины для совершения сделок с предпринимателями (организациями).
  2. Интернет-магазины по продаже программного обеспечения, сетевых услуг, онлайновых консультаций и т.п. С некоторой долей условности сюда можно отнести и интернет-магазины, торгующие книгами, методическими материалами.
  3. Профессиональные «узлы электронной коммерции», связанные с биржевой и аналогичной торговлей (включая обмен валют, инвестирование, в том числе в ценные бумаги й т.п.). Обычно предполагают общение контрагентов по высоконадежным защищенным каналам. В последнее время появились сервисы для небольших организаций и граждан, которые через «местных» посредников могут принять участие в профессиональной торговле. Риск при этом в основном возлагается на самих инвесторов.
  4. Узлы электронной коммерции по продаже путевок, заказу платных услуг (места в ресторанах и т.п.), бронированию мест в гостиницах и т.п.
  5. Интернет-аукционы.
  6. Проекты, продвигающие что-то. Обычно говорят о маркетинговых интернет-площадках или просто PR-кампаниях разной продолжительности.
  7. Системы по размещению рекламы.
  8. Интернет-трансляции (в том числе определенных мероприятий).
  9. Web-телевидение (для России пока не очень актуально), FM-Интернет радио, IР-телефония и т.п.
  10. Продажа музыки, клипов, фильмов и иного контента, получение которого возможно через Интернет.
  11. Продажа и заказ (последнее для РФ более актуально) билетов (на определенные мероприятия, на поездки на транспорте и т.п.).
  12. Платные и бесплатные (но с рекламой) справки.
  13. Платные и бесплатные (с рекламой) чаты.
  14. Использование платежных систем одновременно в онлайне и оффлайне. Использование электронных торговых рядов.
  15. Венчурные проекты, в том числе и чисто интернетовские.
  16. Новостные проекты, универсальные или специализированные. Мо­гут включать «платные» и «бесплатные» новости и сервисы. «Бесплатные» новости обычно даются либо в урезанном виде, либо не в реальном времени, а с временным лагом и сопровождаются большим количеством рекламы.
  17. Образовательные проекты. Могут предполагать как самообразова­ние (в духе хобби или просто без получения документов об образовании; платное или бесплатное образование с сопутствующими услугами), так и платное образование с получением соответствующих документов об образо­вании. Проекты могут пользоваться спонсорской поддержкой (например, в обмен на включение спонсорской рекламы и т.п.). Пока такие проекты представлены у нас не так широко, как на Западе.
  18. Проекты по проведению электронных государственных закупок в Интернете. Могут быть международными или ограничиваться национальны­ми рамками.
  19. Иные проекты.

Конечно, вышеприведенная классификация не является ни полной, ни всеобъемлющей. «За бортом» остались многие проекты, например чисто новостные и аналитические, по поддержке пользователей ПО, сервисные, включая почтовые сервисы и т.п. Авторы постарались провести классификацию только проектов, коммерчески значимых для развития «новой экономики».

За последние пару лет российские предприятия достаточно серьезно расширили свою .активность в Интернете. Резкий скачок пришелся на 2001 год.

По данным отчета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) о состоянии отрасли электронной торговли в России, объем российского рынка электронной торговли в целом в конце 2003 года оценивается в 900 млн долл. В 2004 г прогнозируется его увеличение почти на 50%.

На долю В2В в прошедшем году приходилось около 316 млн долл. (для сравнения, доля В2С составила около 480 млн долл., B2G—141 млн долл.). В 2004 г эти показатели предположительно составят: В2С — 615 млн долл., В2В — 464 млн долл. и B2G— 275 млн долл. Таким образом, в отличие от западных рынков в России В2В-продажи пока отстают от розничных (В2С)