Прогноз социально-экономического развития региона | ![]() |
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона. В частных прогнозах оцениваются:
По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный. Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати. Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:
В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов. Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический. Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн». Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин. Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона. Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.). Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность происходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования. Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое. Теоретическая база прогнозирования регионального развития. Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики. Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой теории выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна. У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание предпосылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) переход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и логику развития. По мнению автора теории, они не только характеризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории. Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов. Традиционно неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Согласно неоклассической теории экономический рост обусловлен тремя главными факторами:
Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребительской экономики — модель АЛьюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для трудоизбыточной экономики стран «третьего мира». В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хозяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной производительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую можно изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к которому относится городская промышленность и в который постепенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства. Основное внимание в модели АЛьюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятости в современном секторе. Как миграция, так и занятость в современном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уровнем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции производятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами современного сектора. Заработная плата предполагается фиксированной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассматривалось А Льюисом как абсолютно эластичное. Данная модель может быть приспособлена для описания взаимосвязей экономических переменных в отдельных регионах России. Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации. При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть одновременный процесс роста и различных сопутствующих изменений, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах развития в связи с целым рядом специфических факторов. К ним относятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства государственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны. Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных преобразований наряду с моделью трудоизбыточной экономики АЛ ь-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в области межотраслевого баланса. Эмпирические исследования структурных сдвигов показывают, что темпы и формы развития могут различаться в зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из которых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти различия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государственную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики способен привести к самоподдерживаемому росту. Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пытаются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралистами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, поскольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих динамику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают внимание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, которые воспроизводят бедность стран «третьего мира». В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах — МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где всегда были сильны позиции представителей «третьего мира», утратили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимости ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоретики неоклассической школы утверждают, что именно вмешательство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инвестиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешательства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг. По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населения или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к рациональному распределению ресурсов и тем самым — к ускорению роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.
|