Функции региональных бюджетных систем Печать


Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:
  • создание условий повышения уровня и качества жизни на­селения региона;
  • содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на терри­тории региона;
  • развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администра­ции, в «точки роста» регионального хозяйственного комп­лекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
  • выравнивание условий предпринимательства в территори­альных образованиях региона путем развития производ­ственной, социальной и рыночной инфраструктур.
Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, выз­ванные особенностями переходной экономики.

Принципы формирования бюджетной системы региона. Концеп­ция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновре­менно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего эконо­мического роста.

Бюджетная система региона включает в себя консоли­дированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосред­ственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в со­став района бюджеты местных органов власти.



Консолидированный бюджет региона (применительно к обла­сти) формируется за счет следующих налогов и сборов:
  • налога на прибыль (по ставке 22%: для бюджетных органи­заций — 19%, для брокерских организаций — 25, для бан­ков — 30%);
  • налога на доходы видеосалонов;
  • налога на доходы игорных домов;
  • госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассма­триваемым в судах, — 100%;
  • НДС (кроме импорта) — 25%;
  • акциза на спирт, водку и ликеро-водочные изделия — 50%;
  • прочих акцизов, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили — 100%;
  • налога на имущество предприятий, исчисленного по став­ке 1 %;
  • налога на имущество физических лиц — 100%;
  • подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринимательский доход, — 100%;
  • подоходного налога с физических лиц, удерживаемого пред­приятиями, — 90%;
  • транспортного налога — 100%;
  • платы за пользование природными ресурсами — 60% от об­щей суммы поступления, в том числе в местные бюдже­ты — 30%;
  • лесного дохода и платы за воду — 100%;
  • отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы — 100%.
В структуре доходов консолидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль (так, по Самарской области — 33,0%). Далее, по мере убывания, следуют: НДС, по­доходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета состав­ляют в его структуре менее 1/10.

В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (42,9%), на народное хозяйство, причем большую часть в расходах на народ­ное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-ком­мунальное хозяйство.

Схемы движения финансовых средств по каналам бюджетной системы

Региональная бюджетная система может быть организована таким образом, что все доходы первоначально поступают на верхний уровень, а затем распределяются по нижестоящим бюджетам.

Может существовать и такая региональная бюджетная систе­ма, при которой высший и низшие уровни власти законодатель­но неограниченны в способах формирования своих доходов.

Между этими крайними вариантами располагаются другие схемы, предусматривающие различные количественные пропор­ции доходных источников, законодательно закрепляемых за тем или иным бюджетом.

Документом, регламентирующим разработку проекта бюдже­та, является инструктивное письмо Минфина РФ. Исходной ос­новой разработки проекта бюджета является прогноз экономичес­кого и социального развития региона на соответствующий год.