Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона | ![]() |
Финансовая обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления финансовыми ресурсами понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Более узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники финансового обеспечения субъекта Федерации. Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору региона в основном на собственные возможности и источники поступлений в региональный бюджет, которые соизмеряются с расходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономических программ. Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджетной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным считают, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношениями. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте. В настоящее время наряду с механизмом вертикального выравнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания, в котором «богатые» регионы осуществляют по некоторой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов. Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона. В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития субъектов Федерации:
Данный подход к оценке, основывающийся на принципе выравнивания финансового положения регионов по среднему значению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использоваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации. Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле: ФО = (ФР/ПО) • 100%, (6.1) где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период; ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления. С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона: ФО, = (ФР,/ПФ,) • 100%, (6.2) Использование множества целевых показателей ФО, дает более точный результат комплексной и дифференцированной оценки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО. Аналогичным образом можно определить показатель интегральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченности (самодостаточности) субъекта Федерации: БО, = (БР,/ПБР,) • 100%, (6.3) где БО, — бюджетная обеспеченность по первому направлению социально-экономического развития региона; БР,, ПБР, — соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению. Управление.финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности. Уровень финансовой обеспеченности региона может быть повышен за счет:
Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:
Логика построения региональных бюджетных систем предопределяет необходимость разделения сфер деятельности и связанных с ними расходов. Для этого, в свою очередь, требуется законодательно установить ответственность федеральных и региональных структур за те или иные сферы общественной и хозяйственной жизни. Отсутствие такого разграничения позволяет высшему уровню по своей воле перемещать расходы по управленческой вертикали вниз. Население же попадает в положение правовой неопределенности относительно того, от какого уровня государственной власти и управления следует требовать исполнения той или иной функции. Решение проблемы распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней должно базироваться на единых принципах построения и организации бюджетной системы, а также на учете необходимости создания и достаточности финансовой базы каждого уровня государственной власти для нужд осуществления их функций в соответствии с разделением их компетенции и ответственности.
|