Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона Печать


Финансовая обеспеченность региона представляет собой соот­ношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рас­считанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономи­ческого развития региона. В условиях перехода к преимуществен­ной децентрализации управления финансовыми ресурсами поня­тие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Бо­лее узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники фи­нансового обеспечения субъекта Федерации.

Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору ре­гиона в основном на собственные возможности и источники по­ступлений в региональный бюджет, которые соизмеряются с рас­ходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономи­ческих программ.



Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хо­зяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджет­ной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным счита­ют, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношения­ми. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.

В настоящее время наряду с механизмом вертикального вы­равнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания, в котором «богатые» регионы осуществляют по не­которой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов.

Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструк­туры, степень использования налогового потенциала региона.

В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодоста­точности развития субъектов Федерации:
  • объем финансовых ресурсов на душу населения;
  • средний душевой доход;
  • средний бюджетный доход на душу населения;
  • средний бюджетный расход на душу населения;
  • средняя заработная плата;
  • стоимость потребительского набора;
  • удельный вес потребительского набора в среднедушевых до­ходах;
  • прожиточный минимум.
Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, срав­ниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по ре­гиону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансо­вая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.

Данный подход к оценке, основывающийся на принципе вы­равнивания финансового положения регионов по среднему зна­чению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использо­ваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке фи­нансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации.

Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле:

ФО = (ФР/ПО) • 100%,                         (6.1)

где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономи­ческого развития на некоторый период; ПО — суммарная по­требность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматри­ваемый период, рассчитанная на основе социальных норма­тивов финансового потребления.

С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть моди­фицирован в виде множества аналогичных показателей по конк­ретным направлениям социально-экономического развития реги­она:

ФО, = (ФР,/ПФ,) • 100%,                     (6.2)

Использование множества целевых показателей ФО, дает бо­лее точный результат комплексной и дифференцированной оцен­ки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО.

Аналогичным образом можно определить показатель интег­ральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченно­сти (самодостаточности) субъекта Федерации:

БО, = (БР,/ПБР,) • 100%,                     (6.3)

где БО, — бюджетная обеспеченность по первому направлению социально-экономического развития региона; БР,, ПБР, — соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению.

Управление.финансовой обеспеченностью и бюджетной само­достаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности.

Уровень финансовой обеспеченности региона может быть по­вышен за счет:
  • роста доходной части бюджета на основе достижения не­обходимых объемов налоговых и прочих поступлений диф­ференцированно по каждой статье бюджета;
  • увеличения эффективности использования финансовых ре­сурсов за счет значительного сокращения субсидий и транс­фертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям;
  • объективизации бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администра­цией региона активной экономической политики. Аккумулируя финансовые ресурсы с помощью налогов и сборов и направляя их на приоритетные нужды регионального сообщества, властные органы проводят заявленную на выборах экономическую и соци­альную политику.

Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:
  • решение задач по созданию условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
  • содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на терри­тории региона;
  • содействие развитию деловой активности в регионе путем направления части региональных инвестиций, подконтроль­ных местной администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
  • решение задач по выравниванию условий предприниматель­ства в территориальных образованиях региона путем поддер­жки развития производственной и рыночной инфраструк­тур. Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях функционирования региональной экономической системы. На определенном этапе эти фун­кции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями, например, пере­ходной экономики.

Логика построения региональных бюджетных систем пред­определяет необходимость разделения сфер деятельности и свя­занных с ними расходов. Для этого, в свою очередь, требуется законодательно установить ответственность федеральных и реги­ональных структур за те или иные сферы общественной и хозяй­ственной жизни. Отсутствие такого разграничения позволяет выс­шему уровню по своей воле перемещать расходы по управленчес­кой вертикали вниз. Население же попадает в положение правовой неопределенности относительно того, от какого уровня государ­ственной власти и управления следует требовать исполнения той или иной функции.

Решение проблемы распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней должно базироваться на единых принципах построения и организации бюджетной системы, а так­же на учете необходимости создания и достаточности финансо­вой базы каждого уровня государственной власти для нужд осуще­ствления их функций в соответствии с разделением их компетен­ции и ответственности.