Пути улучшения инвестиционного климата региона | ![]() |
Ввиду особой важности проблемы повышения инвестиционной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования ограниченных государственных инвестиционных ресурсов. Необходимо существенно повысить внимание к рациональному использованию государственных финансовых ресурсов, используемых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюджете развития региона. А. Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности региона. Бюджет развития региона разрабатывается в целях содействия эффективному развитию регионального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели:
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
Управление бюджетом развития осуществляет специально созданная управляющая компания, которая имеет статус государственного унитарного предприятия. Управляющая компания проводит оперативное управление бюджетом развития, анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств бюджета развития, конкурс на предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств бюджета развития, формирует и управляет инвестиционным фондом бюджета развития региона. Важнейшей задачей бюджета развития региона является предоставление государственных гарантий. Государственные гарантии за счет средств бюджета развития рассматриваются как обязательства правительства региона возместить кредитору часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае неисполнения заемщиком своих кредитных обязательств. Можно выделить два способа выделения денежных средств за счет средств бюджета развития:
Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансового обеспечения, включая график перечисления денежных средств всеми инвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании инвестиционного проекта и обеспечение возвратности выделяемых денежных средств за счет средств бюджета развития. Б. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Залоговый фонд региона представляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правительством региона договоров поручительств и залога. Под залогом понимается способ обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет предмета залога, преимущественно перед другими кредиторами. Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона, т.е. имущество, не переданное в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий или в оперативное управление учреждений; средства регионального бюджета в соответствии с Законом о республиканском бюджете; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бумаг предприятий, находящиеся в собственности региона; объекты недвижимости: здания, сооружения и земельные участки; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собственности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона, к которым относятся объекты, принадлежащие им на праве собственности, и обособляемые от технологического комплекса предприятия. Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выполняет следующие функции:
В. Ипотечное кредитование как средство быстрого роста частных инвестиций в недвижимость. Это довольно широко распространенные на Западе инструменты активизации деятельности населения как инвестора. Для полномасштабной реализации ипотечного кредитования в России еще не созданы необходимые условия; не разработаны соответствующие федеральные правовые акты, отсутствует система специализированных инвестиционных и ипотечных банков, не стабилизирована финансово-кредитная сфера и поэтому слишком велики риски по долгосрочным кредитам. Условия предоставления ипотечного кредита в России не принципиально отличаются от мировых. Кредит под залог недвижимости выдается обычно на 20—25 лет, а размер заемных средств и первоначального взноса составляет порядка половины стоимости жилища. Постепенный переход к мировым стандартам ипотечного кредитования предполагает снижение первоначального взноса с 50 до 5—20%. Г. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона. Под концессией понимается передача в эксплуатацию (использование) на определенный срок на возмездной основе принадлежащих региону объектов: природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций. При разработке конкретных технологических регламентов привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд особенностей: во-первых, в концессию передаются реальные активы; во-вторых, реальные активы передаются не в аренду, не в управление, а в эксплуатацию с вполне определенными целями собственника реальных активов; в-третьих, в период концессии титул собственника объекта концессии не меняется, т.е. объект концессии не переходит в собственность концессионера; это принципиально отличает концессию от траста, при котором объект может переходить в собственность управляющего; в-четвертых, в концессию можно передавать как уже созданные реальные активы, так и право на создание и последующую эксплуатацию активов, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги или разработку и добычу полезных ископаемых. Объектами концессий являются:
Государственная поддержка концессионной деятельности осуществляется путем:
Концессионерами не могут быть государственные унитарные предприятия; государственные органы исполнительной или законодательной власти; органы местного самоуправления. Иностранное государство также не может являться стороной договора концессии. Объекты муниципальной собственности передаются в концессию с согласия муниципальных образований. В привлечении инвестиций в экономику региона важное место отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ), которые создаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранных и российских инвестиций, накопления передового научно-технического и управленческого опыта.
|