Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена Печать


Становление теории размещения (локализации) принято связывать с име­нем немецкого экономиста Й.Тюнена. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

В своих исследованиях Й.Тюнен предполагал наличие эконо­мически изолированного от остального мира государства, в пре­делах которого имеется центральный город, являющийся един­ственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и од­новременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые при­нимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности пе­ревозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюне­на — минимизация транспортных затрат.

Й.Тюнен ставил вопрос следующим образом: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производ­ства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее бла­гоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственно­го производства.



Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема раз­мещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделан­ных им допущений) — это система концентрических кругов (по­ясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятель­ности.

Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к горо­ду должно размещаться соответствующее производство, и чем до­роже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от горо­да целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размеще­ния сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых вы­ступают:

  • высокопроизводительное пригородное хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • плодосеменное производство;
  • выгонное хозяйство;
  • поля трехпольного севооборота;
  • зона скотоводческого производства.

Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов мо­жет быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.

Одновременно Й.Тюнен обосновал основные положения тео­рии земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относи­тельно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и па­дает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму зе­мельной ренты.

Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаун-хардта. Главное открытие немецкого ученого В.Лаунхардта — ме­тод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.

Для решения этой задачи В.Лаунхардт разработал метод весо­вого (или локационного) треугольника.

Решающим фактором размещения производства у В.Лаун­хардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издер­жки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлурги­ческого завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А (рис. 1.1), пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Рас­ход руды на выплавку 1 т металла равен а, расход угля — Ь, сто­имость металла — с. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС= S1, ВС = S2, АВ= S3

Пунктом размещения металлургического завода в принципе может быть каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребле­ния 1 т металла, будут равны:

(aS3 + S1)t — при размещении завода в точке А;

(aS3 + S2)t — при размещении завода в точке В;

(aS3 + S2)t— при размещении завода в точке С.

Оптимальным вариантом размещения завода будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин ло­кационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1, ВМ = r2, СМ = r3 Тогда транспортные из­держки при размещении металлургического завода в точке М бу­дут равны Т= (Аr1 + Вr2 + Cr3). Выполнение требования Т->min дает точку оптимального местоположения предприятия.

Данная задача может быть решена двумя методами: геометри­ческим и механическим.

Геометрический метод нахождения точки размещения состо­ит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого от­носятся как a: Ь: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения ко­торых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона мень­ше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1> S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпа­дать с одной из вершин локационного треугольника.

Механический метод решения рассматриваемой задачи анало­гичен методу нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми при­тягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного тре­угольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qa, Qb, Qc) пропорциональные a, b, с. Весовой треугольник В.Лаунхардта — это одна из первых в экономической науке физических мо­делей, используемых для решения экономических задач.