Интересно, что и термин «экономика», к которому все привыкли, сам по себе неоднозначен. Правда, применительно к контексту, где он используется, все становится понятным и однозначным.
Тем не менее, во-первых, экономика - это наука о закономерностях, связывающих отношения людей и других субъектов в процессе товарно-денежного обмена и т.п. Во-вторых, экономика-это сами товарно-денежные отношения между субъектами (рыночные отношения, рынок и т.д.) в сфере производства, распределения, обмена употребления материальных благ, это наука о хозяйстве и способах его ведения, о закономерностях протекания хозяйственных процессов. В-третьих, это территориально ограниченное состояние развития товарно-денежных отношений (мировая экономика, национальная, региональная), то есть само хозяйство.
В последнем случае классифицировать можно не только по территориям, но и по отраслям (отраслевая экономика), сферам деятельности (экономика реального сектора), субъектам (экономика предприятия, экономика домашнего хозяйства).
В этом смысле термин «новая экономика» действительно новый, потому что не подходит ни под один из указанных классификационных признаков.
Тем не менее сама жизнь, развитие научно-технического прогресса в мире в конце XX века вызвали необходимость как-то идентифицировать сферу деятельности, связанную с «экономикой наукоемких технологий». Эта сфера и получила название «новая экономика».
«Новая экономика» - термин, введенный западными экономистами, характеризует ситуацию, сложившуюся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития бизнес-компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т.д. Но не только. «Новая экономика» (НЭ) - это совокупность отраслей, относящихся к различным сферам деятельности, для которых характерны:
- относительно больший инвестиционный вклад интеллектуального человеческого капитала по сравнению с материальными элементами;
- высокая специфичность и даже уникальность нематериальных активов;
- относительно большая инновационная составляющая в деятельности компаний;
- темп обновления производства выше, чем в среднем в реальной экономике;
- обновление производственных технологий или продуктов и (или) услуг имеет перманентный характер (это роднит НЭ с отраслями высоких технологий).
Используя системный подход, можно провести различие между условно "новой" и условно "старой" экономикой следующим образом.
Материальное производство
«Старая экономика» характеризуется крупными предприятиями, предприятиями с малоподвижной структурой, мощность которых определялась контролируемым капиталом. В настоящее время происходит все больший сдвиг в сторону экономики знаний, где создание и распространение знаний становится средством контроля. Организации нового типа гибкие, динамично развиваются и требуют для своего развития значительно меньше таких факторов производства, как земля, капитал, труд (ориентация идет на «качество», а не на «количество»}. Именно квалификация рабочей силы является определяющим фактором «новой экономики».
Политика
«Ранее политические авторитеты контролировали средства производства. Информация находилась под сильным контролем и медленно распространялась, была широко доступна только верхнему эшелону власти. В настоящее время информация и разносторонние знания становятся широкодоступными для всех слоев населения».
Культура
Рабочие места, созданные с использованием новых телекоммуникационных средств связи, позволяют облегчить труд работанков,,сделать его привлекательнее и содержательнее. Рост культурного уровня определяется скорее приобретением знаний, а не капитала, Технология
Прежде технологии были призваны заменить людей для того, чтобы снизить издержки производства. Несмотря на то, что работники в некотором роде отчуждаются технологиями, вновь возникающие технологии могут приблизить работников к своей работе и дать им новую квалификацию. Новые интернет-технологии характеризуются:
- созданием виртуального пространства;
- интерактивным характером работы;
- устранением посредников и обеспечением возможности прямого общения деловых партнеров;
- практически немедленным до ступом к информации, необходимо й для выполнения работы и принятия решений;
- богатством и широтой потенциальных возможностей мультимедийных средств для осуществления выполнения работ;
- доступностью информации, как входной (получение), так и выходной (отправка).
Вышеприведенные рассуждения о месте и особенностях «новой экономики» представляются достаточно интересными, хотя, естественно, не могут быть признаны абсолютно исчерпывающими, поскольку в основном охватывают лишь сферы, связанные с электронной коммерцией. В качестве промежуточного итога отметим, что «аналитики от электронной коммерции» добились при исследовании феномена «новой экономики» наибольших успехов.
|