Rambler's Top100

Рекомендации

Рынки интеллектуальных услуг Печать


Интеллектуальные услуги - достаточно старый феномен, связанный с делегированием собственником права принятия той или иной части экономических решений. Аналогом рынка интеллектуальных услуг внутри предприятия является наемный менеджмент.

В «новой экономике» структура рынка интеллектуальных услуг включает сектора:

  • консультирование (включая IT - консалтинг);
  • аудит;
  • технологический и финансовый аудит;
  • юридические услуги;
  • маркетинговые услуги;
  • оценочная деятельность;
  • доверительное управление активами;
  • рекрутинг;
  • реклама и «паблик рилейшэнз»;
  • аналитическое обслуживание и проч.

Рынок интеллектуальных услуг в «новой экономике» в значительной степени завязан на сетевые технологии.



Будучи нацелены на повышение эффективности деятельности предприятий, интеллектуальные услуги играют важную роль в формировании управленческой культуры, способствуя распространению «личного опыта», оптимизируя текущие бизнес-процессы и внедряя международные стандарты.

Спрос на интеллектуальные услуги возникает: на регулярной основе при выполнении установленных государством или бизнес - средой правил (аудит, юридическое обслуживание) или обеспечении рыночной информации (реклама), а также, когда предприятие сталкивается с необходимостью качественных изменений стратегии или внешней среды (реструктуризации, изменения относительной рыночной силы, входа, на новые рынки, повышения качества продукции или эффективности управления).

Значительная часть рынка интеллектуальных услуг в рамках новой экономики завязана на сетевые технологии.

В экономике многое изменилось с появлением Сети - транзакции стали дешевыми, появилась возможность контактировать индивидуально с каждым покупателем, управление от иерархической структуры перешло на сетевую, конкурентоспособность компании определяли уже не экономия на масштабах и стандартизации, а гибкость, возможность предоставить потребителю индивидуализированный пакет услуг. Причем, именно гибкость играет определяющую роль. Компании не строят громоздкие структуры, стараются отдавать на аутсорсинг все, что сами не могут сделать эффективнее.

«Новая экономика» - это нечто большее, чем просто интернет-порталы, сайты, сетевой бизнес. Интернет в данном случае не является бизнесом сам по себе (что подразумевает удовлетворение запросов внешних потребителей), а выступает в качестве инструмента для удовлетворения потребностей потребителей, которые многие компании используют практически на всех стадиях своей деятельности - от этапа закупок до стадии продаж.

Понятие «инвестиции в Интернете» может подразумевать под собой инвестиции в:

  • бизнес в Интернете - электронная коммерция, информационные порталы, поисковые системы и web-сервисы;
  • Интернет в бизнесе - корпоративный web-сайт, аукционы, распределенные корпоративные сети; бизнес в Интернете - развитие систем обработки и передачи информации (магистральные сети и передачи данных, сети доступа).

Началом эры инвестиций в Интернет принято считать 1995 год, когда Netscape стала публичной корпорацией, а ее пионером - Джима Кларка, создателя Netscape. Уже через 18 месяцев после создания браузера было решено разместить акции Netscape на открытом рынке. До Netscape инвестиционный процесс имел очень четкий порядок: рисковый капитал (покупка идеи), стратегический капитал (покупка бизнес-функционалов), финансовые инвесторы (покупка существующих финансовых потоков) и корпоративные захватчики (покупки активов). Джим Кларк нарушил эту пирамиду, поставив на ее вершину не рисковых капиталистов, а разрабатывающих инженеров.

Интернет, создал новый товар, которым стала информация, но не создал принципиально новых бизнес-моделей, он лишь позволил более эффективно использовать старые методы, в числе которых комиссия, продажа рекламы и информации, коммерция, производство на заказ, партнерства и сообщества. Нужно стремиться к тому, чтобы органично вписать интернет-навыки новой экономики в бизнес-модели старой, усилить ключевые сферы компетенции: закупки, инновации и маркетинг.

Мировой рынок интеллектуальных услуг еще не сложился. Существует высокая степень его национальной сегментированности. Но это вовсе не означает, что так будет продолжаться длительное время. Можно ожидать, что в течение 10-15 лет основные сектора рынка интеллектуальных услуг приобретут международный характер.

Объем рынка интеллектуальных услуг в России все еще незначительный (до 1,5% ВВП), хотя постепенно рынок расширяется за счет средних предприятий. Основную его долю составляет реклама (до 0,7% ВВП), следующую за ней - консалтинг и аудит (0,4-0,5% ВВП). Прогноз роста рынка интеллектуальных услуг в России - 8-10% в год при существующих темпах роста экономики в целом, и 13-15% в год при ускоре­нии темпов роста до 6% (как в 2003 г.). К 2007 году он может достигнуть 1 % В ВП (без рекламного рынка) и 2% с рекламным рынком. В условияхякономи-ческого роста его динамика опережает динамику развития экономики в целом (по России - примерно в два раза). Основными факторами опережающего роста являются следующие:

  • «эффект роста» традиционных отраслей, приводящий к изменению бизнес-среды и порождающий спрос на интеллектуальные услуги для ее «освоения»;
  • возникновение у предприятий традиционных отраслей до­полнительных финансовых ресурсов - это лежит в основе роста платежеспособного спроса на интеллектуальные услуги.

Напротив, в условиях стагнации и падения экономики в целом сектор интеллектуальных услуг падает более быстрыми темпами, чем традиционные отрасли.

Сложившаяся к 2000 г. структура рынка интеллектуальных услуг в России выглядела следующим образом: 80% - корпоративный сектор, 15% -спрос государства и бюджетных организаций, 5% - спрос домохозяйств. До последнего времени основными клиентами (потребителями) рынка выступали: финансовый сектор; предприятия сырьевого и энергетического сектора, ориентированные на экспорт; сектор оптовой и розничной торговли и собственно сектор предприятий «новой экономики». К этому можно добавить реструктурируемые предприятия, в случае которых заказы па интеллектуальные услуги делаются «извне». Начиная с 2002 г. можно было наблюдать достаточно быструю диверсификацию клиентов рынка интеллектуальных услуг, вовлечение в него предприятий самых разных отраслей, включая даже организации социально-культурной сферы. Как ни странно, спрос на интеллектуальные услуги несколько активизировал новый Закон о банкротстве (2002 г.), ужесточивший требования к «качеству» арбитражного управления несостоятельными предприятиями: от планов ликвидации к реструктуризации на основе инновационных проектов.

К настоящему моменту положение несколько изменилось: по ряду оценок, в 2003 году наблюдался более чем двадцатипятипроцентный рост российского рынка информационных технологий.

Согласно оценкам в 2004 году ожидается существенный рост, и в целом рынок интеллектуальных услуг в России следует признать перспективным (есть даже оптимистичные прогнозы), но в первую очередь в национальных границах (к сожалению, до 70% программного обеспечения, используемого в России, импортируется, а ряд крупных российских компаний-разработчиков ПО проигрывают борьбу на внутреннем рынке своим иностранным конкурентам). В международных масштабах российские интеллектуальные услуги ценятся не так высоко, западные фирмы более заинтересованы в переманивании кадров и с этой целью поощряют «утечку мозгов» из России.