Рекомендации
Сфера компетенции местного самоуправления | ![]() |
К вопросам местного значения относятся: принятие уставов муниципальных образований, внесение изменений в них, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и эксплуатация муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог; благоустройство территории; создание условий для деятельности учреждений культуры, для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и т.п. Органы государственной власти России и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными законами обладают полномочиями в вопросах регулирования местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:
Каждое муниципальное образование имеет устав, в котором определены: границы и состав территории; вопросы, относящиеся к ведению данного муниципального образования; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления и их должностных лиц; условия и регламент организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления деятельности местного самоуправления; порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц и т.п. Предметы ведения, объекты собственности, источники доходов между муниципальными образованиями разграничиваются законом субъекта РФ, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города. Устав разрабатывается каждым муниципальным образованием самостоятельно. При этом он должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Принимается такой устав представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Все остальные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления разрабатываются с учетом положений принятого устава. Экономической основой местного самоуправления являются муниципальная собственность, а также имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления. К муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки, иные финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество. Местные финансы формируются за счет средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, а также прочих финансовых ресурсов. Главные принципы организации местных финансов, устанавливающие источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления и основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях (в том числе регламентирующие взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами), а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Формирование и расходование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, иными правовыми актами органов местного самоуправления и основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. В соответствии с уставом муниципального образования права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения либо органами местного самоуправления, либо непосредственно жителями муниципального образования. Каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет и в процессе осуществления бюджетного регулирования имеет право на получение средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета реализуется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Формирование местных бюджетов проводится по единой методологии с использованием государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и некоторыми государственными полномочиями субъектов РФ структурам местного самоуправления должны передаваться также материальные и финансовые ресурсы, необходимые для реализации этих полномочий. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов согласно федеральным законам, законам субъектов РФ, уставам муниципальных образований. Органы местного самоуправления могут в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для проведения хозяйственной деятельности. Они вправе также осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, эти органы могут, используя собственные материальные и финансовые ресурсы, выступать заказчиком на выполнение определенных работ (в том числе по благоустройству территории муниципального образования, по коммунальному обслуживанию населения, по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по изготовлению продукции и предоставлению услуг и т.п.). При возникновении проблем, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории данного образования, но не являющимися муниципальной собственностью, строятся на основе заключаемых договоров. Органы местного самоуправления не могут ограничивать хозяйственную деятельность этих предприятий, организаций, учреждений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ), но могут координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории. Местные бюджеты — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Принципы составления, утверждения, исполнения местных бюджетов и источники их формирования определены в Бюджетном кодексе РФ, а также в Налоговом кодексе РФ и в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Проект местного бюджета составляется непосредственно финансовыми органами муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития территории, сводных финансовых балансов и других документов, формы которых установлены действующим законодательством. Для обслуживания местного бюджета и управления его средствами местные органы власти в соответствии с уставом конкретного муниципального образования и законодательством РФ вправе создавать муниципальные казначейства и (или) другие финансовые органы. Основными характеристиками местного бюджета являются общие объемы доходов и расходов бюджета и их дефицит. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В доход местного бюджета поступают также доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые им подчиняются. Кроме того, в местный бюджет поступают ассигнования для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для реализации федеральных и региональных законов, и ряд других неналоговых доходов в порядке и по нормативам, которые определены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Однако практика показывает несоответствие полномочий органов местного самоуправления имеющимся у них финансовым ресурсам, примером чего является ситуация с передачей объектов ведомственной социально-культурной сферы на балансы органов местного самоуправления без соответствующих финансовых и материальных средств. Расходы местного бюджета можно условно подразделить на следующие четыре основные группы: финансирование развития городской инфраструктуры, финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы, дотации, социальная защищенность жителей. К первой группе следует отнести финансирование развития городской инфраструктуры, строительства жилья и объектов коммунально-бытового назначения, капвложения в промышленность местного подчинения и городское хозяйство. Удельный вес данной группы затрат в их общем объеме в последнее время снижается (по крайней мере, частично). Это происходит по мере акционирования и приватизации отраслей муниципального хозяйства (в результате чего развитие этих отраслей финансируется главным образом за счет собственников). Вторая группа включает финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социального обеспечения, частично культуры и спорта. Сюда же относятся затраты на экологию. Основные расходы на эти цели обеспечиваются именно за счет местного бюджета. По мере перехода к рыночным отношениям учреждения социальной сферы начинают оказывать платные услуги населению или повышать их стоимость. Но без бюджетной поддержки социальная сфера существовать не в состоянии, о чем свидетельствует опыт западных стран. Принципы самофинансирования и самоокупаемости здесь не годятся. Третью группу составляют дотации из местного бюджета. В условиях рыночных отношений они резко сокращаются. Тем не менее продолжают дотироваться расходы на жилищно-коммунальные услуги и эксплуатацию жилых домов (эти затраты постепенно снижаются), на содержание городского пассажирского транспорта; возмещается разница между закупочными и розничными ценами по ограниченному кругу продуктов питания. Четвертая группа расходов обеспечивает социальную защищенность жителей данной территории. Выплачиваются пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям, доплаты к пенсиям и т.д. Финансируются (частично) мероприятия по обеспечению занятости трудоспособного населения: общественные работы; курсы переподготовки для людей, вынужденных сменить профессию; пособия по безработице. Кроме перечисленных четырех основных направлений, средства местного бюджета направляются на содержание органов местного самоуправления, создание информационных систем, финансирование НИОКР в отраслях местного хозяйства.
|