Состояние занятости в мире и в России |
 |
В конце XX в. определились новые тенденции, оказывающие влияние на развитие социума. Усиливаются негативные процессы, связанные с ростом безработицы, увеличением численности неимущего и малооплачиваемого населения. Повсюду усложняется ситуация на рынке труда. Эти проблемы зачастую выходят за рамки национальных границ.
В мировой практике применяются разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс "новых бедных", т. е. работающей бедноты. Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест. Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств. Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею.
Государственное управление занятостью в различных странах связано с темпами экономического роста, занятостью и темпами роста производительности труда, так как при сокращении темпов экономического роста на занятость влияют изменения показателей производительности труда в стране. Считается, например, что страны, у которых к 1994—1995 гг. установился низкий уровень безработицы, добились этого за счет потерь в производительности труда и, следовательно, в доходах работников. В различных странах наблюдается тенденция расширения практики неполной занятости и увеличения занятости в неформальном секторе. Неформальный сектор — это сфера трудовой деятельности значительной части населения, которая официально не признается и статистически не учитывается. На занятых в этой сфере не распространяются трудовое законодательство, меры социальной защиты и государственные гарантии. Примеров занятости в неформальном секторе множество: самозанятие ремонтными услугами, туристическими, жилищно-бытовыми работами и т. п.
В условиях развития конкуренции и дальнейшего научно-технического прогресса наблюдается естественная тенденция увеличения спроса на квалифицированную рабочую силу. Активно развиваются банковский бизнес, сфера профессиональных услуг, здравоохранения, образования и другие области приложения труда, где требуются специалисты высокой квалификации.
Растет занятость в индустрии услуг. В настоящее время в промышленно развитых странах в этой сфере работает почти 60% всех занятых. Повсеместно действует тенденция сокращения численности малоквалифицированной рабочей силы. Она усугубляется новой расстановкой сил между индустриально развитыми и развивающимися странами. Так, в мировом производстве доля развивающихся стран стремительно растет, и острая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет европейские компании принимать программы по переоснащению производства, внедрению новых технологий и повышению производительности труда. Это, как правило, ведет к массовым увольнениям малоквалифицированных работников в традиционных отраслях производства.
Просматривается зависимость безработицы от уровня образования. В начале 90-х годов уровень безработицы среди лиц с начальным образованием составлял 10,9%, с образованием на уровне неполной средней школы — 8,4, полной средней школы — 5,7, с высшим образованием (исключая университетское) — 3,9%.
В перспективе возможна серьезная угроза для промышленно развитых стран со стороны так называемых новых индустриальных стран с дешевой рабочей силой: из развивающихся стран усиливается приток сравнительно дешевых товаров, что влияет на занятость населения. Возможно активное перемещение капиталов в страны с низкими издержками, что повлияет на динамику количества рабочих мест.
Новые подходы в политике занятости развитых стран, осуществляемые на макроэкономическом уровне, проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на рабочую силу, что, в частности, ведет к свертыванию социальных программ на уровне государства. Но сохраняется стимулирование активной политики занятости за счет финансирования дополнительных рабочих мест, расширения систем обучения и переобучения. Появляются проекты реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие ужесточение условий выплаты пособий.
Меняется роль бизнеса в решении социальных проблем, в том числе проблем занятости. Правительства многих европейских стран ориентируют частных предпринимателей не ограничиваться выделением средств на социальные нужды, а более активно участвовать в совместном регулировании социальных проблем.
Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад заметно усилил этот процесс. Политика предпринимателей направлена на традиционное сдерживание роста заработной платы, удлинение продолжительности рабочей недели, более широкое использование неполной занятости и временной работы. В фирмах наблюдается сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Вместе с тем повышение требований к качеству рабочей силы заставляет фирмы расширять программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации 46 работников. Предприниматели получают своего рода компенсацию, проявляя гибкость при найме, увольнении и перемещении работников, применении различных режимов труда в интересах фирмы.
В России постепенно создается нормальный рынок труда, основные характеристики которого не отличаются от характеристик рынка труда других государств. Однако российский рынок имеет свои особенности:
- значительное снижение за последние годы числа занятых в сфере материального производства;
- активное развитие сферы услуг;
- усиление роли локальных рынков труда в стране;
- рост числа безработных, особенно в отдельных регионах;
- усиление дифференциации занятых по доходам и отраслям деятельности;
- высвобождение высококвалифицированных работников некоторых отраслей и видов деятельности, в частности из нерентабельных видов производства, военно-промышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры;
- спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;
- жесткие пределы в выборе места работы и в условиях приложения способностей работников.
Свои особенности имеют и локальные рынки труда страны:
1) в Центральном и Северо-Западном регионах :
высокая доля производств, определяющих научно-технический прогресс, например в области машиностроения, приборо-, судо- и станкостроения;
высокая доля занятых в непроизводственной сфере, в том числе в образовании, культуре, науке и искусстве;
значительная доля лиц пенсионного возраста;
2) в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Поволжском регионах:
относительно высокий уровень промышленного производства;
значительная скрытая безработица; невысокая занятость в личных подсобных хозяйствах; высокая вовлеченность в сельское хозяйство; длительные потери, связанные с миграцией населения; высокая доля женщин и молодежи;
3) в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах:
благоприятная возрастная структура населения; высокий уровень заболеваемости и смертности; тяжелые и вредные условия труда; дисбаланс между подготовкой кадров и потребностью в них.
Состояние рынка труда в России в 1992—1999 гг. характеризуется данными, представленными в табл. 1. Индикаторы труда в России в 1992—1999 гг.
Показатели |
1992 г. |
1995 г. |
1997 г. |
1999 г. |
1. Численность занятых в экономике, млн. чел. |
72,1 |
67,1 |
85,8 |
83,7 |
2. Среднемесячная заработная плата, руб. |
6000 |
430 |
599,3 |
975,7 |
3. Численность безработных (по методике МОТ), млн. чел. |
3,7 |
5,7 |
7,9 |
9,0 |
Как видно из данных таблицы, в 1999 г. численность занятого населения в России была меньше уровня 1997 г. По расчетам, общий потенциал безработицы определяется в 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения. Реальный уровень безработицы составляет 12,5%, с учетом официально зарегистрированных безработных — около 13%. В настоящее время на одно свободное место претендуют в среднем 6 безработных. В перспективе уровень безработицы может возрасти до 15%.
Основными причинами безработицы в России, которая постепенно начинает приобретать черты структурной, являются: спад производства, низкая инвестиционная активность, незавершенность институциональных преобразований и, наконец, дефицит федерального и региональных бюджетов.
Можно отметить еще ряд причин, влияющих на сокращение занятости: неограниченные права работодателей, часто увольняющих работников по собственной инициативе; подмена бессрочных контрактов срочными; несоблюдение правила о предупреждении работника об увольнении за два месяца; дискриминация при найме определенных слоев населения (беременных женщин и лиц предпенсионного возраста и т. д.).
Сложное складывается положение с занятостью населения на Северном Кавказе, особенно в Ингушетии, Дагестане и Калмыкии, в Мордовской и Чувашской республиках, в Ивановской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Кировской, Костромской, Ленинградской и Архангельской областях. В этих регионах официальный уровень безработицы составляет от 4 до 19%. В Чувашии уровень безработицы почти в два раза превышает средний по стране. В этой республике наблюдаются относительный переизбыток рабочей силы, в том числе за счет высокой плотности населения, отсутствие благоприятного предпринимательского климата и неразвитость инфраструктуры рынка, в частности банковской системы.
На высокий уровень безработицы влияют структурные перестройки в экономике региона, связанные со значительными масштабами конверсии, и неконкурентоспособность значительной части продукции.
В настоящее время в России примерно 4 млн. человек работают в режиме неполной занятости и считаются резервом для пополнения армии безработных.
Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют работу до 14 млн. человек, или каждый пятый работник. Рынок страны является достаточно гибким даже по международным стандартам. О состоянии активности на рынке труда России в 1995 г. свидетельствуют следующие данные (в млн. человек):
1. Трудовые ресурсы — всего 84,7 В том числе экономически активное население 72,8
2. Спрос на рабочие места:
занятые 67,1
безработные 5,7
3. Экономически неактивное население 9,8
В том числе обучающиеся с отрывом от производства,
занятые в домашнем хозяйстве и др. 7,9
В предстоящие годы ожидается, что спрос на рабочую силу будет возрастать. Предприятия увеличат прием на работу в связи с оживлением рынка и нормализацией экономического состояния общества.
Ожидается увеличение числа экономически активного населения примерно на 700 тыс. человек за счет беженцев из стран ближнего зарубежья. В 1996 г. в стране использовалось около 300 тыс. иностранных работников, особенно в приграничных районах страны. Ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет сокращения численности армии — примерно на 150 тыс. человек в год. Темпы роста безработицы несколько замедлятся, но увеличатся сроки поиска работы, которые сейчас в среднем составляют около 6 месяцев. Для полной занятости экономически активного населения в стране должно быть около 70 млн. рабочих мест, но фактически имеется лишь 66,5 млн. мест.
Происходит интенсивная смена места работы по собственному желанию. Кроме того, наблюдается косвенное вытеснение работников с предприятий, испытывающих финансовые трудности.
На рынок труда влияет качество рабочей среды. Не-удовлетворительное состояние рабочей среды снижает по-тенциальные возможности трудоустройства, в результате появляются незаполненные вакансии. Наличие непрестижных рабочих мест ограничивает выбор работы для молодежи, ведет к дополнительному давлению на рынок труда, увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, снижает вероятность их последующего трудоустройства, отвлекает средства бюджета, необходимые для расширения сферы приложения труда.
Следствием перемен на рынке труда, результатов приватизации в стране, возникновения финансовых проблем, задержек в выплате заработной платы и невысокого ее размера в ряде отраслей стала существенная диверсификация видов занятости. Это способствует формированию гибкого рынка рабочей силы, что дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранять ядро трудовых коллективов и предотвращать массовую безработицу.
В ближайшие пять лет ситуация на рынке труда может ухудшиться. По прогнозу, увеличивается численность населения в трудоспособном возрасте: к 2000 г. — на 3,2 млн. человек, к 2005 г. — на 3 млн. человек. При отсутствии эффективных мер поддержки отечественных товаропроизводителей, в частности в обрабатывающих отраслях промышленности, агропромышленном комплексе и в сфере малого бизнеса, уровень безработицы к концу 2000 г. может составить 15— 20% экономически активного населения. В табл. 2 представлены прогнозные данные, составленные экспертами Министерства труда России, о состоянии рынка труда страны в 2000 г. и 2005 г.
По прогнозу, предстоит сокращение численности работников металлообрабатывающих и машиностроительных отраслей, текстильщиков, швейников и обувщиков. Но ожидается увеличение спроса на строителей, работников учреждений рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания, транспорта, образования (прежде всего школьного) и здравоохранения. Много вакансий будет для работников таких профессий, которые требуют длительной специальной подготовки. Не предвидится увеличение потребности в инженерно-технических работниках.
Государственная политика на рынке труда в России должна быть направлена на решение комплекса взаимосвязанных задач:
- повышение инвестиционной активности за счет всех источников развития предпринимательства, корректировка экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;
- последовательная стабилизация уровня жизни, совер-шенствование социальной поддержки населения;
- развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержания качества рабочей силы;
- улучшение качества рабочей среды путем совершен-ствования условий труда и использования рабочего времени, организации заработной платы, стабилизации кадрового потенциала;
- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов и защиту внутреннего рынка рабочей силы.
|
Расходы на оплату труда |
 |
Как уже отмечалось, различают: а) цену рабочей силы, включающую средства на воспроизводство рабочей силы, выплачиваемые работодателем и государством; б) затраты работодателя на рабочую силу, которые включаются в разные статьи издержек производства и обращения; в) компенсации работникам, выплачиваемые из фонда заработной платы. Текущий доход работника в виде заработной платы выплачивается из специально образуемого фонда. В разное время этот фонд назывался по-разному: фонд заработной платы, фонд оплаты труда или фонд потребления.
Долгие годы в командно-административной экономике средства на заработную плату аккумулировались в фонде заработной платы. Он являлся одной из главных статей издержек предприятия, занимая в них от 10 до 70% (в зависимости от отрасли экономики и вида деятельности). Фонд заработной платы рассчитывался с учетом объема деятельности по различным официально установленным методикам. С 1972 г. в отраслях народного хозяйства стали использоваться фонды стимулирования, в том числе фонд материального поощрения, которые образовывались от прибыли. Премии служащим стали выплачиваться из фонда материального поощрения. Такой подход к поощрению руководящих работников и специалистов подчеркивал их роль в образовании прибыли. В дальнейшем и другие вознаграждения, в частности "тринадцатая зарплата", стали выплачиваться из фонда материального поощрения.
С 1987 г. в связи с переходом к новым условиям хозяйствования стал образовываться фонд оплаты труда. Он включал средства фонда заработной платы и прежние выплаты из фонда материального поощрения и являлся статьей издержек производства и обращения предприятия.
В начале 90-х гг. для выплаты заработной платы стал применяться фонд потребления. Его появление связано с началом рыночных преобразований и необходимостью учета доходов от предпринимательства, в частности выплачиваемых дивидендов. Новый фонд, кроме фонда оплаты труда, входившего в издержки, включал доходы (дивиденды, проценты) по акциям, а также суммы средств на оплату трудовых и социальных льгот, образуемых от прибыли.
Фонд заработной платы, фонд оплаты труда, фонд потребления — все эти изменения в названиях и соответственно в практике образования фондов обусловлены тенденцией усиления связи оплаты труда с конечными результатами деятельности предприятия.
С 1996 г. организациям и учреждениям страны рекомендовано образовывать фонд заработной платы, который по-прежнему входит в состав издержек. Кроме того, предусматриваются прочие выплаты, в том числе социального характера.
В настоящее время денежные доходы работника имеют следующую структуру:
- средства фонда заработной платы;
- выплаты социального характера;
- прочие выплаты.
Фонд заработной платы — это сумма денежных средств, предназначенная для заработной платы работников предприятия. Фонд по-прежнему является одной из самых значительных статей издержек производства и обращения. В перспективе в связи с увеличением стоимости рабочей силы его доля в затратах будет возрастать.
В составе фонда заработной платы:
1) оплата за отработанное время, которая включает:
- зарплату по тарифным ставкам и должностным окладам;
- зарплату по сдельным расценкам;
- стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;
- премии и вознаграждения независимо от источников их выплат;
- значительную часть стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок;
- оплату труда по совместительству;
- оплату работ по гражданским договорам и др.;
2) оплата за неотработанное время, которая включает:
- оплату ежегодных и дополнительных отпусков;
- оплату льготных часов подростков;
- оплату учебных отпусков;
- оплату труда работников, привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей;
- оплату работникам-донорам;
- оплату простоев не по вине работника;
- оплату за время вынужденного прогула и др.
В фонд заработной платы включаются также единовременные поощрительные выплаты:
- разовые премии;
- вознаграждение по итогам работы за год и годовое вознаграждение за выслугу лет;
- материальная помощь;
- денежная компенсация за неиспользованный отпуск и др.
Кроме того, в фонд заработной платы входят оплата предоставляемого бесплатно или с частичной компенсацией питания, жилья, коммунальных услуг и топлива (в отдельных отраслях).
Близкими по природе к заработной плате являются выплаты социального характера, которые хотя и не входят в фонд заработной платы, но выплачиваются за счет средств предприятия. К таким выплатам социального характера относятся:
- надбавки к пенсиям работникам предприятия и единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
- страховые платежи предприятия в пользу своих работников;
- взносы на добровольное медицинское страхование;
- расходы на услуги здравоохранения;
- оплата путевок на лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств предприятия;
- оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов на протезирование и другие подобные расходы;
- возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях;
- компенсации женщинам, находящимся в частично оп-лачиваемом отпуске по уходу за ребенком;
- суммы возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших;
- компенсация морального вреда;
- выходное пособие при прекращении трудового договора;
- оплата проезда к месту работы;
- материальная помощь отдельным работникам по семейным обстоятельствам;
- стипендии работникам списочного состава на обучение в учебных заведениях;
- компенсация педагогическим работникам за приобретение книг, учебников и другой издательской продукций и др.
К числу прочих выплат, которые увеличивают трудовые доходы работников, относятся:
- доходы по акциям и другим ценным бумагам;
- страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости;
- взносы в негосударственные пенсионные фонды;
- выплаты из внебюджетных фондов — пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.;
- авторские вознаграждения;
- стоимость выданной бесплатно форменной одежды или сумма льгот при ее продаже по пониженным ценам;
- стоимость спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания;
- командировочные расходы;
- надбавки к зарплате в связи с подвижным характером работы;
- надбавки за вахтовый метод работы;
- расходы на платное обучение работников в учебных заведениях;
- стоимость жилья, переданного в собственность работника;
- расходы на содержание жилья, учебных и дошкольных учреждений, медпунктов, профилакториев, столовых, домов отдыха, библиотек, спортивных учреждений и др., принадлежащих предприятию или содержащихся на условиях долевого участия;
- арендная плата за помещения при проведении учебных, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- расходы на проведение вечеров отдыха, дискотек, спектаклей, концертов, лекций, диспутов, спортивных мероприятий;
- расходы на приобретение медикаментов, театральных костюмов, спортивной формы и инвентаря или оплата за их прокат;
- расходы по организации кружков, курсов, студий, клубов, народных университетов, выставок-продаж, ярмарок и др.;
- расходы по обустройству садоводческих товариществ и др.
Для планомерного использования средств фонда заработной платы на предприятии составляется смета. Смета рассчитывается на год и по кварталам. Она содержит направления использования средств, их суммы и доли. Смета средств на заработную плату может составляться по двум группам работников: для служащих и рабочих, что необходимо для контроля использования средств и сравнения среднего размера премирования.
Основными направлениями использования средств на заработную плату могут быть:
- средства на должностные оклады и тарифные ставки;
- сдельный приработок работников, находящихся на сдельной оплате труда;
- доплаты и надбавки;
- текущие премии;
- вознаграждения по итогам работы и за выслугу лет;
- премии по специальным системам;
- единовременное поощрение;
- выплаты на питание, жилье и топливо;
- оплата отпусков;
- оплата труда работников несписочного состава и по гражданским договорам;
- прочие.
Смета может составляться и по другим выплатам, в том числе социального характера.
После окончания отчетного периода фактические данные использования средств на заработную плату и социальные выплаты в ходе экономического анализа сопоставляются со сметой. Анализ расходов позволяет выявить из них необоснованные, устранение которых позволит в будущем экономить средства предприятия.
В первые годы рыночных преобразований в России осуществлялся жесткий контроль за образованием и расходованием средств на оплату труда. С этой целью проводилось нормирование средств на оплату труда. Средства, превышавшие установленный норматив оплаты труда, подлежали повышенному налогообложению. Однако для повышения материальной заинтересованности работников, которая более соответствует природе рыночных отношений, с 1996 г. эта практика была отменена.
В настоящее время фонд заработной платы образуется в размере, предусматриваемом самим предприятием. При увеличении средств фонда заработной платы снижается потенциальная прибыль, и наоборот, при снижении средств на заработную плату уменьшаются издержки и соответственно растет прибыль. Однако уменьшение средств на оплату труда всегда должно быть обоснованным, без нарушений трудового законодательства. Поэтому состояние заработной платы предприятия должно находиться под контролем профсоюзной организации или иного объединения работников.
При анализе состояния и развития экономики страны особую роль играет показатель средней заработной платы, который рассчитывается по отраслям и сферам деятельности, а также по предприятиям. Расчет ведется отдельно по категориям — служащим и рабочим. Этот показатель позволяет сопоставлять оплату труда по отраслям экономики страны, сравнивать с аналогичным показателем других стран. Например, соотношение средней заработной платы работников отраслей экономики России по данным за 1993 и 1997 гг. представлено в табл. 10.
В 1996 г. средняя заработная плата одного работника составила: в России — 149 долл. США, на Украине — 45, в Беларуси — 81, в Узбекистане — 16, в Казахстане — 88, в Азербайджане — 16, в Кыргызстане — 44, в Литве — 135, в Латвии — 200, в Армении — 15, в Туркменистане — 11, в Эстонии — 204 долл. США.
Оплата труда в разных странах мира также существенно дифференцирована. Например, средний почасовой доход работников промышленности ряда стран за 1996 г. (в долл. США) характеризуется следующими данными:
Германия 30,33
Турция 23,89
Франция 18,85
Италия 17,40
Великобритания 13,63
Греция 8,61
Португалия 5,20
Польша 2,09
Венгрия 1,40
Россия 1,13
Таблица W
Соотношение средней заработной платы работников отраслей
экономики России за 1993 и 1997 гг. (на конец года)
В сравнении со средним размером
Отрасль экономики но стране, %
1993 г. 1997 г.
Всего 100 100
В том числе:
промышленность 105,6 110,9
сельское хозяйство 47,9 57,8
строительство 133,79 145,7
транспорт 163,27 130,6
жилищно-коммунальное хозяйство 112,48 104,4
и бытовое обслуживание
торговля 75,42 —
здравоохранение 78,58 61,7
образование 76,24 57,1
культура и искусство 65,89 56,2
аппарат органов управления 131,34 174,7
В связи с усилением процессов интеграции в перспективе можно ожидать сближения размеров заработной платы работников разных стран.
Изучение формирования и использования средств на заработную плату включает:
- анализ использования средств за период по сравнению с плановыми расчетами и в динамике за ряд лет;
- анализ выплаты средств по категориям работников;
- расчет средней заработной платы и сопоставление темпов ее изменения с темпами изменения производительности труда;
- изучение направлений выплаты средств по смете (сумма и доли отдельных направлений расходования);
- анализ расходования средств по. периодам и филиалам (подразделениям) предприятия;
- выявление факторов, оказавших отрицательное влияние на изменение расходования средств на оплату Труда и др.
|
|
Опыт планирования персонала фирмы |
 |
В экономически развитых странах накоплен богатый опыт работы с персоналом. Он охватывает многие вопросы менеджмента, управления персоналом и ряд других. Методы этой работы постоянно претерпевают существенные изменения. Так, если в 50—60 гг. работа с персоналом в основном сводилась к организации найма и достижению договоренности об оплате труда, то к концу 60-х гг. появились идеи о создании такой системы работы с персоналом, которая обеспечивала бы экономическую эффективность. Новая система работы с персоналом предусматривала разработку нескольких вариантов работы и выбор наилучшего из них, при этом учитывалась роль доверительных отношений между сторонами в достижении объективности и справедливости.
В 80-х гг. зарубежные специалисты по кадровой работе обратили внимание на то, что в результате заорганизованности стала исчезать гибкость в работе с людьми. Тогда появились новые требования: на первом месте должен быть человек, необходимо заинтересовать его участвовать в менеджменте. В 90-е гг. в работе с персоналом стали уделять особое внимание таким вопросам, как экология, эволюция семьи, положение женщин в обществе, гуманизация труда, расширение мер по охране труда и социальное страхование. Опыт показал, что, учитывая эти факторы, можно существенно влиять на организацию работы с персоналом. При этом большое значение придается повышению квалификации персонала на предприятии, изменяется роль профсоюзов, которые стали более конструктивно участвовать в решении проблем развития персонала и в выборе форм социальной поддержки.
Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что людские ресурсы играют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы, что работа с персоналом — одна из основных функций управления и предпринимательской политики фирмы.
Изменения в содержании труда и утверждение принципа социального партнерства между работодателями и наемными работниками привели к существенным изменениям в организации работы с персоналом, в том числе и в ее планировании. Планирование работы с персоналом — это часть общей системы планирования работы фирмы. Вопросами планирования работы с персоналом, как правило, занимается менеджер по кадрам.
Практика планирования привлечения работников к труду как в нашей стране, так и за рубежом опирается прежде всего на определение необходимой потребности в рабочей силе. Разработка потребности в рабочей силе является первой ступенью процесса планирования работы с персоналом. Необходимое количество рабочих мест и потребность в работниках определяются на основе таких данных, как объём производства (деятельности), структура выполняемых работ и ряд других. В отличие от российской практики зарубежные специалисты уделяют внимание возрастной структуре и психофизиологическим особенностям работников, а принимая во внимание уровень знаний и способностей работников, учитывают также способности работников к развитию На действующих предприятиях при планировании работы с персоналом учитывают положение дел с доходами, текучестью кадров, масштабами увольнений, практикой перемещения и замещения работников.
При поиске возможностей для привлечения рабочей силы менеджер по кадрам опирается, во-первых, на внутренние ресурсы фирмы, а во-вторых, на внешнее предложение.
Итак, при необходимости привлечения рабочей силы сначала оцениваются собственные внутренние возможности путем перестановки или замены работников и лишь при отсутствии таких возможностей начинают поиски на рынке труда. С этой целью фирмы обращаются в специальные консультационные службы, занимающиеся подбором кадров по заказам работодателей. Эти службы на основе научных методик и требований работодателей-заказчиков производят отбор претендентов на рабочее место. Обычно отбор происходит путем собеседований и с использованием тестов. Для окончательного выбора организуется встреча отобранных службой кандидатов в фирме-заказчике.
При планировании работы с персоналом учитывается возможность карьерного продвижения работников, т. е. развития конкретного работника за время его работы в фирме. Современная практика планирования персонала строится с 90 учетом физических и психологических требований профессии или рабочего места, возможностей работника приспособиться к ним или им соответствовать, что важно для предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма. Расширяются масштабы исследований профессиональной пригодности людей.
В последние годы в планировании работы с персоналом значительная роль отводится социальной политике фирм, и прежде всего реализации мер, направленных на создание социальных услуг для работников. Такого рода услуги позволяют:
- уменьшить конфликтность и улучшить микроклимат в коллективе;
- улучшить взаимоотношения между работодателем и наемными работниками;
- снизить текучесть кадров;
- создать благоприятный имидж фирмы.
Среди мер, способствующих нормальному функционированию рабочей силы, ее работоспособности и высокой производительности труда, особое место занимают средства социальной инфраструктуры, создаваемые фирмой. Эти меры касаются производственно-социальной и культурно-бытовой сфер: организация учебных заведений и курсов для подготовки и переподготовки кадров, медицинского обслуживания работников и общественного питания, службы психологии труда и др. В качестве мер можно назвать также регулирование продолжительности рабочего времени в рамках предусмотренного законом, разработку систем вознаграждений с учетом оценки личных и деловых качеств работников. Все эти меры реализуются с единой целью — создать у работника чувство удовлетворенности трудом и профессией, ощущение безопасности и стабильности. Указанные меры планирования работы с персоналом тесно связаны с системой управления трудом.
|
Выписка из отраслевого соглашения за 1994 г. между Центросоюзом России и профсоюзом работников торговли и кооперации |
 |
I. По оплате труда
1. Администрации предприятий, организаций потребительской кооперации совместно с профсоюзным комитетом исходя из финан-совых возможностей могут устанавливать минимальный размер оплаты труда сверх предусмотренного законодательством.
2. В соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации в .Российской Федерации" и руководствуясь текущими нормативными актами, предприятия и организации потребительской кооперации самостоятельно, без согласования с учредителем, индексируют заработную плату работников.
3. Работодатели гарантируют своевременность выплаты зара-ботной платы работникам и полную компенсацию потерь в случае ее задержки с учетом инфляции.
4. Повышение должностных окладов и тарифных ставок произ-водится для всех категорий работников одновременно.
5. Все изменения систем или норм оплаты труда производятся с участием профсоюза.
П. О гарантиях занятости работников
1. В целях трудоустройства женщин, имеющих детей, и инва-лидов на предприятиях и в организациях потребительской кооперации может применяться надомный труд.
2. Выпускники учебных заведений системы потребительской кооперации имеют преимущественное право на трудоустройство в организациях и на предприятиях, направивших их на обучение.
III. О времени труда и отдыха
1. Предприятия потребительской кооперации исходя из своих финансовых возможностей предоставляют работникам дополнительные отпуска сверх установленных законодательством, что закрепляется в коллективном договоре.
2. Надбавки и доплаты могут отменяться при отсутствии средств.
3. Рекомендуется заключать договоры страхования работников от профессиональных заболеваний за счет средств предприятия и организации.
4. При высвобождении по сокращению штатов работники с ббль-шим стажем работы в потребительской кооперации могут досрочно выходить на пенсию: женщины — с 53 лет, мужчины — с 58 лет. |
|